Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Семёнова А.В. и Огудиной Л.В.
при секретаре Кузьминых Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 3 декабря 2015 года административное дело по апелляционной жалобе главы администрации Новосельского сельского поселения Ковровского района Владимирской области Максимова Н.П. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 28 сентября 2015 года, которым постановлено:
Требования Статуева Р.С. удовлетворить.
Признать распоряжение администрации Новосельского сельского поселения Ковровского района от 10.06.2015г. N44-р об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным.
Обязать администрацию Новосельского сельского поселения принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Статуеву Р.С. площадью **** кв.м., расположенного в **** в кадастровом квартиле **** с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ****
Взыскать с администрации Новосельского сельского поселения Ковровского района в пользу Статуева Р.С. расходы на оплату услуг представителя в размере **** рублей и государственную пошлину в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Статуев Р.С. обратился в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации Новосельского сельского поселения в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В обоснование заявления указал, что 14 мая 2015 года обратился в администрацию Новосельского сельского поселения Ковровского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, с целью ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению были приложены документы: схема расположения земельного участка, выполненная кадастровым инженером ООО " ****", в границах населенного пункта ****, в границах кадастрового квартала **** с восточной стороны земельного участка с кадастровым номером ****; документы, удостоверяющие личность.
2 июня 2015 года на официальном сайте администрации Ковровского района в сети Интернет вышло извещение о планируемом предоставлении земельного участка.
10 июня 2015 года администрацией поселения истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, так как он расположен в лесном квартале 6 лесостаксационного выдела 15 Великовского участкового лесничества Ковровского лесничества. Административный истец полагает, что согласно схеме расположения земельного участка его границы не пересекают границы лесного квартала 6 лесостаксационного выдела 15 Великовского участкового лесничества Ковровского лесничества. Из публичной кадастровой карты следует, что у лесничества отсутствуют какие-либо права на испрашиваемый земельный участок. В связи с этим просит признать отказ администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным.
В судебном заседании административный истец Статуев Р.С. и его представитель адвокат Макушева М.П. поддержали заявленные требования по тем же основаниям. Также просили взыскать судебные расходы в размере **** рублей.
Представитель административного ответчика администрации Новосельского сельского поселения Ковровского района Степанова Е.Н. заявленные требования не признала, указала, что при рассмотрении заявления Статуева Р.С. была получена информация от Ковровского лесничества, согласно которой участок относится к землям лесного фонда. Распоряжаться данными землями администрация сельского поселения не вправе, в связи с чем принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления Статуеву Р.С. испрашиваемого участка.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 58 КАС РФ судом первой инстанции отказано в признании полномочий представителей заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства администрации Владимирской области Рощина О.С. и Калачевой И.В. на участие в административном деле, поскольку в нарушение положений ст. 55 КАС РФ не были представлены документы, подтверждающие наличие у представителей высшего юридического образования.
Заинтересованное лицо территориальное управление Росимущества по Владимирской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Заинтересованное лицо администрация Ковровского района о дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. В отзыве на жалобу указала, что распоряжение земельными участками относится к компетенции Новосельского сельского поселения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Новосельского сельского поселения Ковровского района Владимирской области Максимов Н.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе Статуеву Р.С. в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что спорный земельный участок разграничен и находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством серии ****. Также отмечает, что согласно договору N **** аренды лесного участка, земельный участок, испрашиваемый Статуевым Р.С., находится в аренде у СПК (колхоз) " ****", который не был привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Считает, что решение суда об обязании администрации принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка Статуеву Р.С. противоречит требованиям ст.39.18 ЗК РФ.
На жалобу представлен письменный отзыв заинтересованного лица Территориального управления Росимущества по Владимирской области, поддержавшего доводы жалобы.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Росимущества по Владимирской области просил рассмотреть жалобу в его отсутствие и удовлетворить ее по доводам, изложенным в отзыве.
Представители административного ответчика администрации Новосельского сельского поселения, заинтересованного лица администрации Ковровского района, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц.
Выслушав объяснения административного истца Статуева Р.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, представителя заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Администрации Владимирской области Рощина О.С., поддержавшего доводы жалобы, пояснившего также, что в настоящее время предъявлено заявление в суд об оспаривании Генерального плана муниципального образования Новосельского сельского поселения в части включения в границы населенного пункта земель лесного фонда, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства, которые в силу ст.306 КАС РФ вправе истребовать по собственной инициативе.
Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции предусмотрены ст. 310 КАС РФ. К таким основаниям относятся несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Судом первой инстанции установлено, что 14 мая 2015 года Статуев Р.С. обратился в администрацию Новосельского сельского поселения Ковровского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, площадью **** кв.м, расположенного по адресу: ****, для ведения личного подсобного хозяйства.
Рассмотрев заявление, администрация опубликовала извещение о возможности предоставления земельного участка для личного подсобного хозяйства и запросила в ГКУ "Ковровское лесничество" сведения о том, не относится ли испрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда.
Письмом от 29.05.2015г. N 3/304-01 ГКУ "Ковровское лесничество" сообщило, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда.
Однако письмом от 05.06.2015г. N327/04-01 ГКУ "Ковровское лесничество" просило письмо от 29.05.2-15г. N 3/304-01 признать недействительным и сообщило, что испрашиваемый земельный участок находится в лесном квартале 6 лесотаксационного выдела 15 Великовского участкового лесничества Ковровского лесничества.Распоряжением от 10 июня 2015 года N44-р администрация Новосельского сельского поселения отказала Статуеву Р.С. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, сославшись на п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования Статуева Р.С. к администрации Новосельского сельского поселения Ковровского района, и признавая незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд исходил из того, что доказательств отнесения испрашиваемого участка к землям лесного фонда, не представлено.
Судебная коллегия не соглашается с такими выводами суда, поскольку они не соотвествуют фактическим обстоятельствам административного дела.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно пунктам 7 и 17 ст.39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или, при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Таким образом, исходя из существа указанных правоотношений, орган местного самоуправления должен был установить наличие или отсутствие предусмотренных законом оснований, то есть предусмотренных законом обстоятельств, для отказа заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а суд проверить соблюдение указанного требования.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органами местного самоуправления.
Согласно статье 3.1 данного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся кроме перечисленных в указанной статье земельных участков, в том числе, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
В силу статьи 3 указанного Закона, пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, управление и распоряжение указанными землями осуществляет Российская Федерация.
Согласно п.п.1 Положения о Департаменте лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области является органом администрации Владимирской области, проводящим государственную политику в сфере управления лесами, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводства лесов, обеспечения охраны и защиты лесов по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Основой осуществления использования, охраны, защиты воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как видно из представленных материалов по заявлению Статуева Р.С. администрацией Новосельского сельского поселения проведена проверка на наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по результатам которой 10.06.2015г. распоряжением главы Новосельского сельского поселения N44-р Статуеву Р.С. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании п.п. 1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что поскольку земельный участок, планируемый к предоставлению для ведения личного подсобного хозяйства, расположен в лесном квартале 6 лесотаксационном выделе 15 Великовского участкового лесничества Ковровского лесничества, то образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков не допускается.
В подтверждение невозможности предоставления земельного участка Департаментом лесного хозяйства администрации Владимирской области в материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации права серии **** от 02.04.2009 года, согласно которому Российская Федерация является правообладателем лесного участка с назначением: земли лесного фонда, разрешенное использование: защитные, эксплуатационные, общая площадь **** га, адрес объекта: Владимирская область, Ковровский район.
Также доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является и выписка из государственного лесного реестра, согласно которой земельный участок ****, находится в лесном квартале 6 лесотаксационном выделе 15 Великовского участкового лесничества Ковровского лесничества.
Соответственно, земельный участок с кадастровым номером **** накладывается на земельный участок лесного фонда, и в соответствии со ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации находится в федеральной собственности.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие у органов местного самоуправления правомочий по распоряжению землями, находящимися в федеральной собственности, отказ в предоставлении испрашиваемого Статуевым Р.С. земельного участка является законным, оспариваемое им распоряжение администрации Новосельского сельского поселения Ковровского района от 10.06.2015г. N44-р об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка - правомерным и не нарушающим его права, а доводы административного истца об отсутствии для этого законных оснований несостоятельными.
Необоснованными являются доводы административного истца о том, что истребуемый им земельный участок согласно публичной кадастровой карте находится в черте населенного пункта, поскольку изменение границ населенного пункта само по себе не влечет утраты права собственности РФ на указанный лесной участок, в связи с чем полномочия по его предоставлению у администрации сельского поселения отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным, поскольку сделанные им выводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части второй статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявления Статуева Р.С. о признании незаконным отказа администрации Новосельского сельского поселения в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ковровского городского суда Владимирской области от 28 сентября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Статуева Р.С. о признании незаконным отказа администрации Новосельского сельского поселения в предварительном согласовании предоставления земельного участка - оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Р.Е. Судакова
Судьи: А.В. Семёнов
Л.В. Огудина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.