СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 30 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства (Минархстрой) Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 сентября 2015 года, которым иск прокурора города Воркуты в интересах Жеребцовой Л.Г. удовлетворен частично.
Признано за Жеребцовой Л.Г. право на получение государственного жилищного сертификата без уменьшения размера жилищной субсидии на стоимость отчужденного жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен"
В удовлетворении иска о возложении обязанности на Министерство архитектуры и строительства Республики Коми и администрацию МОГО "Воркута" выдать Жеребцовой Л.Г. государственный жилищный сертификат на состав семьи семь человек отказано.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Воркуты обратился в суд в интересах Жеребцовой Л.Г. с иском к Минархстрой Республики Коми и администрации МОГО "Воркута" с вышеуказанными требованиями.
В обоснование заявленных требований указано, что Минархстрой Республики Коми отказало истцу в выдаче государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2010 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с несогласием на уменьшение величины социальной выплаты на величину стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен" отчужденного членом семьи истца - ФИО до участия в Подпрограмме.
Суд принял указанное выше решение, на которое ответчиком Минархстроем Республики Коми подана апелляционная жалоба с требованиями об отмене решения, как постановленного с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец включена в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет "Дата обезличена".
"Дата обезличена" истец обратилась в администрацию МОГО "Воркута" с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Также судом установлено, что члену семьи истца на праве долевой собственности принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу: "Адрес обезличен", которое было отчуждено по договору купли-продажи от "Дата обезличена".
Удовлетворяя требования прокурора о предоставлении истцу социальной выплаты на приобретение жилья для переселения из районов Крайнего Севера без уменьшения размера жилищной субсидии на стоимость спорной квартиры, суд исходил из того, что сделка по продаже жилого помещения совершена до того, как истец обратилась с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" внесены изменения в статью 6 вышеназванного Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, согласно которых при приобретении жилого помещения за счет жилищной субсидии, отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения получателями жилищной субсидии данных жилых помещений иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения размера жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Вышеназванные изменения, согласно статье 2 Закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ, вступили в силу с 01 января 2012 года.
Нормы Закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ, действующие до 01 января 2012 года, предусматривали альтернативную обязанность лиц, получающих жилищную субсидию, по расторжению договора социального найма и передаче жилого помещения либо об отчуждении жилого помещения, принадлежавшего им на праве собственности, а если такое жилье продано, то размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли-продажи.
Следовательно, при условии сдачи занимаемого жилого помещения или дачи согласия на уменьшение величины социальной выплаты в размере стоимости отчужденного жилого помещения, лицо имеет право на жилищную субсидию без учета уменьшения ее размера независимо от заключения получателем жилищной субсидии и (или) членами его семьи сделки по отчуждению иного жилого помещения, если данная сделка и переход права собственности на жилое помещение были произведены до 01 января 2012 года, а лицо, участвующее в Подпрограмме, включено в нее, после отчуждения жилого помещения.
В рассматриваемой правовой ситуации судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, исходит из того, что истец обратилась с заявлением о включении ее в состав участников Подпрограммы "Дата обезличена".
Поскольку решение об участии в Подпрограмме принимается добровольно, подача гражданином заявления о признании его участником Подпрограммы свидетельствует о том, что он была согласен с установленными Законом условиями такого участия, предусматривающими, в том числе уменьшение суммы ожидаемой выплаты, в случае продажи жилья на вырученную от сделки сумму.
Учитывая, что сделка по продаже квартиры совершена в "Дата обезличена", то есть до выражения истцом своего волеизъявления на участие в Подпрограмме и признания его участником, оснований для уменьшения размера субсидии на сумму, полученную от сделки по отчуждению жилого помещения, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при предоставлении жилищной субсидии подлежат учету все сделки по отчуждению жилых помещений независимо от времени их совершения, основаны на неправильном толковании норм материального права, а поэтому подлежат отклонению.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.