СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 19 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2015 года, по которому:
признано незаконным и отменено решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "Дата обезличена" года, оформленное протоколом "Номер обезличен" об отказе Драчу В.А. в постановке на учет;
возложена обязанность на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации поставить Драча В.А. с составом семьи 4 человека на учет для получения социальной выплаты "Дата обезличена". Обязано УФСИН России по РК направить необходимый пакет документов во ФСИН России.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснение представителя ФСИН России и УФСИН России по РК К.., представителя истца Ж.., судебная коллегия
установила:
Драч В.А. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по РК об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учёт для получения единовременной социальной выплаты с "Дата обезличена" года.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ФСИН России и УФСИН России по РК.
В суде апелляционной инстанции истец участия не принимал, извещен о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
В силу ч.3 ст.4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в частности является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 Закона).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
Судом установлено, что "Дата обезличена" Драч В.А., ... ФКУ "Управление по конвоированию" ГУ ФСИН России по РК обратился с рапортом в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о постановке в очередь на получение ЕСВ с составом семьи 4 человека (истец, супруга Д.., дочь Д.., "Дата обезличена" года рождения, сын Д.., "Дата обезличена" года рождения).
Выслуга лет истца составляет более 14 лет.
Как следует из представленных в комиссию документов, семья Д. зарегистрирована и проживает в жилом помещении общей площадью ... кв.м. по адресу: "Адрес обезличен" Собственниками данного жилого помещения являются Драч В.А. и его супруга (по ... доли в праве).
При этом супруга истца с "Дата обезличена". по "Дата обезличена" была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью ... кв.м. по адресу: "Адрес обезличен". Собственником данного жилого помещения является её мать.
Других жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма Драч В.А. и члены его семьи не имеют, социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения ранее семье не предоставлялась.
Решением комиссии УФСИН России по РК от "Дата обезличена" за Драч В.А. признано право на получение единовременной социальной выплаты, произведён расчёт единовременной выплаты в размере ... рублей.
Решением комиссии ФСИН России (протокол от "Дата обезличена" "Номер обезличен") Драч В.А. отказано в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 369 от 24.04.2013г., а именно непредставление истцом копии финансового лицевого счета по адресу: "Дата обезличена"
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вышеуказанных положений Федерального закона N 283-ФЗ и Правил и пришел к выводу о том, что непредставление истцом копии лицевого счета по квартире, расположенной по адресу: "Адрес обезличен" не является основанием для отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Пунктом 5,6 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Из перечня необходимых для представления документов следует, что должны быть представлены документы на сотрудника и членов его семьи, подтверждающих необходимый стаж службы сотрудника, родственные отношения, иждивение, совместное проживание, отсутствие жилых помещений.
Судебная коллегия считает вывод суда о праве Драч В.А. на получение единовременной социальной выплаты и незаконности решения комиссии ФСИН России в части отказа истцу в постановке на учет для получения социальной выплаты законным и обоснованным, учитывая, что истцом в комиссию по спорному жилому помещению были представлены иные документы, а именно: копия домовой книги, свидетельство о праве собственности М. на две комнаты по адресу: "Адрес обезличен" Указанные документы содержат сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение, площади жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом документы были представлены не в полном объеме со ссылкой на пп. "з" п. 5 Правил, несостоятельны и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного решения.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Представленные истцом документы содержали в себе сведения аналогичные тем, которые указываются в финансовом лицевом счете, соответственно являлись документами, заменяющими финансовый лицевой счет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что представленные истцом документы с учетом закрепленных в Федеральном законе от 30.12.2012 года N 283-ФЗ условий для получения единовременной социальной выплаты позволяли компетентному органу рассмотреть вопрос о постановке на учет нуждающихся для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а отказ в такой постановке является не законным.
Обязывая ответчика поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с "Дата обезличена"., суд первой инстанции руководствовался пунктом 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, согласно которому комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет в 3-месячный срок со дня подачи заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.
Пунктом 16 Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов УИС, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 г. N 550 предусмотрено, что документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
Вместе с тем из указанных нормативных актов не следует, что датой принятия сотрудника на учет должна являться дата принятия комиссией решения о постановке на учет, напротив, из смысла Правил предоставления единовременной социальной выплаты и Порядка формирования и работы комиссии учреждений и органов УИС следует, что датой принятия сотрудника на учет является дата подачи им заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Поскольку заявление о постановке на учет было подано истцом компетентному органу "Дата обезличена" года, он должен быть поставлен на учет с указанной даты, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным уточнить резолютивную часть решения суда.
При этом процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено, а нарушение судом первой инстанции вида судопроизводства, выразившееся в рассмотрении дела в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не повлияло на законность принятого решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России и УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения суда, изложив второй абзац в следующей редакции:
"Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации поставить Драча В.А. с составом семьи 4 человека на учет для получения социальной выплаты с "Дата обезличена" года. Обязать УФСИН России по РК направить необходимый пакет документов во ФСИН России".
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.