Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Казаковой М.В.
судей Чурбановой Е.В., Коротковой Ю.Ю.
при секретаре Моисеевой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 03 сентября 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования Поваровой А*** В*** удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Поваровой А*** В*** в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения следующие периоды: с 15.08.1995 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 27.04.2015.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Поваровой А*** В*** досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с *** 2015 года.
Заслушав доклад судьи Чурбанова Е.В., пояснения истца Поваровой А.В., ее представителя Ильиной Е.В., возражавших против доводов жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поварова А.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование иска указала, что ***2015 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях". Решением от ***2015 ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. С решением ответчика была не согласна, поскольку с 02.10.1998 по 14.05.1995 она работала в должности фельдшера-лаборанта в иммунологической лаборатории М***. Специальный стаж в данной должности оставил 5 лет 7 месяцев 12 дней. С 14.08.1995 по настоящее время она работает на должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом отделении ГУЗ "О***" (ранее У***). Считала, что работа в должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом отделении ГУЗ "О***" в течение года должна засчитываться в льготном исчислении за год и шесть месяцев, за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.03.2000 по 14.10.2001.
Просила обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы с 15.08.1995 по 05.03.2000 и с 15.10.2001 по 27.04.2015 и назначить ей с 27.04.2015 досрочную страховую пенсию.
Рассмотрев данный спор, суд, постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. При этом указывает, что периоды работы в должности фельшера-лаборанта патологоанатомического отделения не могут быть засчитаны в специальный стаж истца в льготном исчислении, поскольку Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, "патолого-анатомические отделения" онкологических диспансеров не предусмотрены. Кроме того не может быт засчитан в специальный стаж Поваровой А.В. в льготном исчислении период нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 17.10.1999 по 05.03.2003, так как Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516, предусматривают применение льготного порядка исчисления стажа только в отношении работы.
В возражении на апелляционную жалобу ГУЗ "Областной клинический онкологический диспансер" считает решение законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе города Ульяновска, представителя третьего лица ГУЗ "Областной клинический онкологический диспансер", извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно Конституции Российской федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом ( ст.ст.7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции РФ).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 частью 2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Кроме того, как отмечалось в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагает, по смыслу статьей 1,2, 6 (часть2), 15 (часть 4), 17 (часть1), 18, 19 и 55 (часть1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Из материалов дела следует, что 27 апреля 2015 года Поварова А.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ***2015г. N *** Поваровой А.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Закона "О страховых пенсиях".
Не были засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении следующие периоды работы (1 год работы как 1 год 6 месяцев) - с 15.08.1995 по 31.10.1999 в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения У***, так как Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совмина Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, льготное исчисление предусмотрено среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской, инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала; с 01.11.1999 по 05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 27.04.2015 в должности фельдшера-лаборанта У***, так как Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, "патолого-анатомические отделения" онкологических диспансеров не предусмотрены.
Указанные периоды засчитаны истице в календарном исчислении.
Разрешая требования Поваровой А.В. по существу заявленные и придя к выводу о их законности и обоснованности, суд правомерно исходил из следующего.
С 01.01.2015 вступи в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно абз. 3 п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Согласно п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совмина Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно п. 2 указанного Списка среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и 6 месяцев.
Аналогичные положения закреплены в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 и Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781.
То обстоятельство, что Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, патологоанатомическое отделение онкологического диспансера не поименовано не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истицы в указанной должности.
Как следует из представленных документов, Поварова А.В. в период с 15.08.1995 по 27.04.2015 (за исключением периода с 06.03.2000 по 14.10.2001 - нахождение в отпуске по уходу за ребенком) осуществляла трудовую деятельность в одном и том же лечебном учреждении - У***, по одной и той же должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения.
Согласно справки, выданной работодателем, У*** был переименован в У*** с 01.03.1999 на основании приказа КЗО N 403 от 31.12.1998, затем У*** был переименован в ГУЗ О*** на основании приказа Департамента здравоохранения и фармации Администрации Ульяновской области от 24.01.2001 N 297.
Дав правильную правовую оценку представленным документам, суд правомерно пришел к выводу о том, что истица в течении всего периода работы выполняла одни и те же функции, ее должностные обязанности были связаны с гистологическими исследованиями трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработкой трупного, операционного и биопсийного материала.
А поскольку исследованными судом доказательствами также подтверждено, что ГУЗ "У***" является лечебным учреждением, оказывающим специализированные виды медицинской помощи, имеющим в своем составе стационар, поликлинику, лабораторию, патологоанатомическое отделение, суд обоснованно пришел к выводу о том, что периоды работы Поваровой А.В. с 15.08.1995 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 27.04.2015 подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как год работы за год и шесть месяцев.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно зачел оспариваемые периоды работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку "диспансеры" не поименованы в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год за год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства РФ ОТ 29.10.2002 N 781, не являются основанием к отмене решения суда.
Согласно Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627, к лечебно-профилактическим учреждениям отнесены как онкологические больницы, так и онкологические диспансеры.
Основным направлением в деятельности больницы является оказание плановой (внеплановой), в том числе специализированной стационарной медицинской помощи.
В задачи онкологического диспансера входит, помимо оказания специализированной стационарной медицинской помощи больным с онкологическими и предопухолевыми заболеваниями, и такие как поликлиническая работа с населением, методическое руководство и консультативная помощь врачам-специалистам учреждений здравоохранения по вопросам проведения профилактических осмотров, диспансеризация больных с предопухолевыми и хроническими заболеваниями и т.п.
При этом, при наличии патологоанатомического отделения в онкологической больнице, средний медицинский персонал, осуществляющий указанный в Перечне круг обязанностей будет иметь право на льготное исчисление стажа.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии, лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть взаимообусловлены.
Таким образом, само по себе наличие дополнительных видов деятельности онкологического диспансера не может лишить истцу права на равное пенсионное обеспечение с лицами, занимающими аналогичную должность и выполняющими аналогичные обязанности в патологоанатомическом отделении больницы, которым работа в указанных условиях засчитывается в льготном исчислении.
В остальной части доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 03 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.