Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Романовой И.Е.
судей: Воронина С.Н., Гудожникова Д.Н.
при секретаре Тавлиной Л.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 11 июня 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания ветеран труда (ФИО)1.
Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить (ФИО)1 звание ветеран груда.
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу (ФИО)1 судебные расходы в размере 300, 0 рублей"
Заслушав доклад судьи Романовой И.Е., судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд к Департаменту социального развития ХМАО-Югры (далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и обязании присвоить звание "Ветеран труда". Требования мотивировала тем, что ответчиком отказано истцу в присвоении звания "Ветеран труда", так как юбилейный нагрудный знак Министерства транспорта РФ "В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями", которым награжден истец, не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран груда", утв. постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года N 103-п. Считает отказ в присвоении ей звания ветеран труда незаконным, так как в соответствии со ст. 7 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" относится к числу лиц, принадлежащих к категории ветеранов труда. Таковыми в частности являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лег.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указал, что отказ в присвоении истцу звания "Ветеран труда" связан с тем, что нагрудный знак Минтранса России
не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства ХМАО N 103-п от 06 июня 2005 года. В соответствии со ст. 7 закона "О Ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществления органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда".
В возражениях на жалобу (ФИО)1 указала, что решение суда является законным и обоснованным. Просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что (ФИО)1 имеет общий трудовой стаж более 24 лет (л.д.9).
Приказом Министерства транспорта России от 07 сентября 2009 года N 1095/н истец награждена юбилейным нагрудным знаком "В память 200-летия Управления водными и сухопутными сообщениями", о чем выдано удостоверение N 5969 и от имени Министерства транспорта Российской Федерации 17.07.2012 года ей был вручен указанный юбилейный нагрудный знак (л.д.7), что также подтверждается копией трудовой книжки истца.
26.01.2015 года (протокол N 2) истцу отказано в присвоение звания "Ветеран труда" по причине того, что указанные нагрудный знак не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005г. N 103-п (л.д.8).
Так, в соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:
соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;
награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом направления законотворческого процесса регионов в данной области.
Однако по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов необходимой для признания лиц ветеранами труда; порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Иными словами, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
При таком положении доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" судебная коллегия находит несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п "Об утверждении Перечня наград почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки "Ветеранам труда и Ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" незаконно сужен перечень лиц, отнесенных ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" к категории ветеранов труда.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 4 постановления от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", который к ветеранам труда относит, награжденных орденами или медалями, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Истец отвечает установленным законом критериям.
Вместе с тем, приказом Минтранса РФ от 07.07.2009г. N 108 принято решение об учреждении юбилейного нагрудного знака "В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями".
Так, названным приказом учрежден юбилейный нагрудный знак "В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями", согласно положению о котором юбилейный нагрудный знак "В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями" является ведомственной наградой Министерства транспорта Российской Федерации, учрежденной в честь "200-летия образования Управления водяными и сухопутными сообщениями", ставшим основой единого органа управления и надзора на транспорте Российской Федерации.
Юбилейным нагрудным знаком "В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями" награждаются:
работники и бывшие работники организаций транспорта и дорожного хозяйства, в том числе общественных и профсоюзных объединений и отраслевых учебных заведений, безупречно проработавшие в транспортном комплексе России не менее 15 лет и внесшие значительный вклад в развитие и обеспечение устойчивой работы транспортного комплекса России;
работники и бывшие работники центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств и их территориальных органов;
работники федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иные лица, внесшие выдающийся вклад в развитие и совершенствование транспортного комплекса России.
Награждение юбилейным знаком производится приказом Министерства транспорта Российской Федерации.
Вместе с юбилейным знаком награжденному вручается удостоверение к юбилейному знаку, имеющее номер.
Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение истца юбилейным нагрудным знаком "В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями" было произведено от имени Министерства транспорта Российской Федерации и соответствовало действовавшему на тот период законодательству.
Таким образом, довод жалобы о том, что юбилейный нагрудный знак "В память 200-летия Управления водяными и сухопутными сообщениями" не включен в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005г. N 103-п, ошибочен.
В связи с чем, вывод суда о наличии у истца права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности действий ответчика по отказу в присвоении ему такого звания соответствует требованиям закона.
Решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда и оснований для отмены решения суда не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 11 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий: Романова И.Е.
Судьи: Воронин С.Н.
Гудожников Д.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.