Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ахметзяновой Л.Р.
судей Мелехиной Т.И., Гавриленко Е.В.
при секретаре Пястоловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску (ФИО)1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ХМАО-Югре, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ХМАО-Югре, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО-Югре, об исправлении кадастровой ошибки,
по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО-Югре на решение Сургутского районного суда от 25 июня 2015 года, которым постановлено:
"Обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО-Югре исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 86:03:0030402:20, осуществив кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 86:03:0030402:20 в границах, указанных в межевом плане от 22 мая 2014 года, выполненном кадастровым инженером (ФИО)2".
Заслушав доклад судьи Гавриленко Е.В., объяснения представителя истца (ФИО)1 - (ФИО)8, возражающей против доводов апелляционной жалобы, представителя третьего лица ОАО "Сургутнефтегаз" - (ФИО)9, поддерживающей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Истец (ФИО)1 обратилась в суд с указанным иском, мотивировав требования тем, что она является членом ПСОК "Старожил-1" и ей принадлежит участок (номер) по линии (номер). Обратившись в единое окно администрации (адрес) за муниципальной услугой по приватизации указанного земельного участка (ФИО)1 получила отказ в связи с тем, что на ее участок наложены границы другого участка. Для исправления кадастровой ошибки (ФИО)1 обратилась к кадастровому инженеру (ФИО)2, которая подготовила истцу межевой план от 22.05.2014 г. в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: (адрес), (адрес) месторождение нефти. Границы земельного участка были согласованы с ОАО "Сургутнефтегаз". При обращении в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии был получен отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости. На основании изложенного, истец просила обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО-Югре исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером (номер), осуществив кадастровый учет земельного участка в границах, указанных в межевом плане от 22 мая 2014 года, выполненном кадастровым инженером (ФИО)2
В судебном заседании истец (ФИО)1, представители истца (ФИО)7, (ФИО)8 на исковых требованиях настояли.
Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьего лица ОАО "Сургутнефтегаз" считали иск не подлежащим удовлетворению.
Третье лицо кадастровый инженер (ФИО)2 считала исковые требования обоснованными.
Представители третьих лиц департамента природных ресурсов и не сырьевого сектора экономики ХМАО-Югры, ПСОК "Сторожил-1" в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО-Югре просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального права. Считает необоснованным вывод о наличии кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости со ссылкой на то, что возможно при отводе границ земельного участка использовались некорректные картографические материалы. Полагает, что действия истца по признанию кадастровой ошибки, являются попыткой узаконить самовольный захват части земельного участка с кадастровым номером (номер). Суд при рассмотрении дела не выяснил существенные обстоятельства для разрешения дела, в частности то, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений (номер) от (дата) выносилось в отношении заявителя-правообладателя (арендатора) ОАО "Сургутнефтегаз", а не в отношении (ФИО)1 Истец решение (номер) от (дата) об отказе в учете изменений объекта недвижимости не обжаловал. Все учетные действия специалистами ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" были осуществлены в соответствии с нормами действующего законодательства в сфере кадастровых отношений. Межевой план от 22.05.2014 года, представленный с заявлением (номер) от (дата) подготовлен в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером (номер). При этом, согласно сведений государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером (номер), о кадастровом учете изменений которого представлено заявление прошел процедуру государственного кадастрового учета и его границы, а также площадь установлены в соответствии с земельным законодательством на основании Описания земельного участка от (дата) и Распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О предоставлении земельных участков" от 23.08.2004 г. N 679-рп. Представленный Межевой план от 22.05.2014 г., согласно которого меняется конфигурация и площадь земельного участка с кадастровым номером 86:03:0030402:20, расположенного по адресу: ХМАО-Югры, р-н Сургутский, Восточно-Сургутское месторождение нефти с 33 600 кв.м. на 32 975 кв.м., не соответствует вышеуказанным условиям, при которых допускается уточнение местоположения границы земельного участка, а также не содержит информации о преобразовании земельного участка с кадастровым номером 86:03:0030402:20, а также обоснования уточнения местоположения границ. Выражает мнение, что в случае отсутствия со стороны правообладателя (арендатора) ОАО "Сургутнефтегаз" возражений об уступке части земельного участка в пользу (ФИО)1 и других членов ПСОК "Старожил 1", правообладателю необходимо пройти процедуру по постановке на кадастровый учет вновь образованного земельного участка путем преобразования в виде раздела с предоставлением в орган кадастрового учета документов в соответствии с действующим законодательством.
В возражениях на апелляционную жалобу истец (ФИО)1 указывает на законность и обоснованность решения суда и отсутствие оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
В письменных объяснениях на апелляционную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" поддерживает апелляционную жалобу филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО-Югре".
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поддерживает доводы апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представители ответчиков и третьих лиц, третье лицо не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных сторон.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца (ФИО)1 - (ФИО)8 возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица ОАО "Сургутнефтегаз" - (ФИО)9 пояснила об обоснованности доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права по п.п.3. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что решением президиума Сургутского районного Совета народных депутатов N 2 от 21.01.1992 г. согласовано место расположения земельного участка городскому обществу "Старожилы Сургута" под садово-огородническое товарищество площадью 150 га на землях Сургутского КЛПХ (леса группы) согласно акту выбора N 7 от 20.01.1992 г. (л.д. 32, 33).
Решением Малого Совета Сургутского районного Совета народных депутатов N 5 от 28.02.1992 г. согласовано место расположения земельного участка, изъяты земли Сургутского КЛПХ и отведены обществу старожилов Сургута под садово-огородническое товарищество в постоянное пользование. Решением Малого Совета Сургутского районного Совета народных депутатов N 85 от 4 ноября 1992 года изъяты земли Суругтского лесхоза и отведены СОТ "Старожилы Сургута" под сады и подъездную дорогу к СОТ в постоянное пользование (л.д. 34-38). 22.03.1993 г. геодезическим предприятием "Румб" был осуществлен вынос в натуру СОТ "Старожилы Сургута".
Земельный участок площадью 3,36 га с кадастровым номером (номер), категория земель: земли лесного фонда, расположенный по адресу: Восточно-Сургутское месторождение нефти Сургутский район предоставлен ОАО "Сургутнефтегаз" на основании распоряжения Правительства ХМАО-Югры от 23.08.2004 г. N 679-рп "О предоставлении земельных участков" для целей обустройства разведочной скважины 35-р на Восточно-Сургутском месторождении нефти (л.д. 99, 100).
Во исполнение указанного распоряжения администрацией Сургутского района с ОАО "Сургутнефтегаз" заключен договор аренды земельного участка от 29.10.2004 г. N 5623 (л.д. 101-104).
11 ноября 2008 года департамент лесного хозяйства ХМАО-Югры предоставил ОАО "Суругутнефтегаз" на основании договора аренды (номер) лесной участок площадью 3,36 га кадастровый (номер) на срок до 31.12.2045 г., договор зарегистрирован (л.д. 108-126).
Обратившись в единое окно администрации г. Сургута за муниципальной услугой по приватизации указанного земельного участка (ФИО)1 получила отказ в связи с тем, что на ее участок наложены границы другого участка. По инициативе истца проведены кадастровые работы, по результатам которых выявлено несоответствие местоположения характерных точек границы принадлежащего ей земельного участка их фактическому расположению.
Для исправления кадастровой ошибки (ФИО)1 обратилась к кадастровому инженеру (ФИО)2, которая подготовила межевой план от 22.05.2014 г., из которого следует, что в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка для садоводства по адресу: г. Сургут, ПСОК "Старожил-1", линия 4, участок 2, выявлено, что образуемый земельный участок налагается на участок с кадастровым номером 86:03:0030402:20, расположенный по адресу: Сургутский район, Восточно-Сургутское месторождение нефти.
Согласно заключению кадастрового инженера (ФИО)2 выявлено, что данный земельный участок по сведениям ГКН пересекает границы смежного земельного участка с кадастровым номером (номер) (то есть, фактические границы смежного земельного участка с кадастровым номером (номер) не соответствуют границам земельного участка, учтенного в ГКН). Земельный участок с кадастровым номером (номер) поставлен на учет в 2004 году. При подготовке данного Межевого плана были собраны все возможные материалы в отношении образования ПСОК "Старожил-1", что могли бы подтвердить границы земельного участка кооператива. Из представленных документов следует, что согласование места расположения земельного участка было проведено в 1992 году. В представленном генеральном плане СОК "Старожил", отображаются и граница кооператива, и разграниченные земельные участки, которые предоставлялись с 1992 г. физическим лицам для ведения садоводства. Геодезическое предприятие "Румб" в 1993 году установилграницы СОТ "Старожилы Сургута" и "Старожилы Сургута - 2". Следовательно, границы кооператива были установлены раньше, чем границы земельного участка с кадастровым номером (номер) и существуют на местности более 15 лет. В разделе "Схема расположения земельного участка" межевого плана отображена граница ПСОК "Старожил- 1". А также, отображена топографическая съемка земельных участков предоставленных гражданам для ведения садоводства, из чего видно, что земельный участок с кадастровым номером (номер) пересекает границы всех земельных участков предоставленных гражданам, находящихся в Северной части отвода земельного участка "Старожил-1", в частности земельный участок, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, ПСОК "Старожил-1", линия 4, участок (номер), предоставленный (ФИО)1 в 1999 году, о чем свидетельствует Протокол собрания N б/н от (дата) (ФИО)1 с 1999 года пользуется данным участком, на нем возведены жилые постройки, платит все необходимые налоги, членские взносы. В следствии чего, были проведены дополнительные кадастровые работы, было выполнено контрольное определение местонахождения объекта недвижимости на местности, были выявлены несоответствия между топографическими материалами объекта недвижимости с кадастровым номером (номер): под обустройство разведочной скважины (номер)-р, представленными заказчиком в 2014 году и местоположением границ данного земельного участка, содержащимся в государственном кадастре недвижимости. Возможно, при отводе границ земельного участка использовались некорректные картографические материалы (л.д. 16).
При обращении в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО-Югре с заявлением за исправлением ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером (номер), был получен отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости (л.д. 51-53).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции положил в основу решения о незаконности отказа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО-Югре в исправлении кадастровой ошибки выводы межевого плана от 22.05.2014 г., выполненного кадастровым инженером (ФИО)2, из которого следует, что в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка для садоводства по адресу: г. Сургут, ПСОК "Старожил-1", линия 4, участок 2, выявлено, что образуемый земельный участок налагается на участок с кадастровым номером (номер), расположенный по адресу: Сургутский район, Восточно-Сургутское месторождение нефти (то есть фактические границы смежного земельного участка с кадастровым номером (номер) не соответствуют границам земельного участка, учтенного в ГКН), и исходил из того, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым (номер), входящего в состав земель лесного фонда, имела место кадастровая ошибка, а фактические границы земельного участка истца существуют на местности более пятнадцати лет.
Однако с данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании статьи 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В порядке ч. 4 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статей 68, 70 ЗК РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований, других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя, в частности, определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе.
Подтверждением существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, являются сведения государственного кадастра недвижимости (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии частью 1 статьи 16 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета для кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
В силу ч. 7 ст. 38 названного закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Кроме того, согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и на основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда, в связи с чем, в собственности граждан не могут находиться земельные участки из состава земель лесного фонда, в том числе и с видом разрешенного использования - для личного подсобного хозяйства. Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда. Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков как ограниченных в обороте объектов производятся только на основании Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 27 названного закона при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Пунктом 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ исчерпывающе определен перечень случаев, когда сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, могут быть изменены в порядке исправления выявленных ошибок.
При этом указанная норма определяет кадастровую ошибку в сведениях как воспроизведенную в государственном кадастре недвижимости ошибку в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
А именно, согласно ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра Недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях). Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Таким образом, источником кадастровой ошибки является поступивший в установленном порядке в этот орган кадастрового учета документ, в котором названная ошибка содержится.
При этом кадастровая ошибка не предполагает разрешение какого-либо спорного вопроса, затрагивающего права лица в отношении объекта недвижимости, а имеет своей целью лишь устранение несоответствия сведений, на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости.
Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
По делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером (номер), входящий в состав земель лесного фонда, в установленном порядке поставлен на кадастровый учет 21.09.2004 г. и его границы установлены в соответствии с действующим законодательством на основании Описания земельного участка от 30.06.2004 г. и Распоряжения Правительства Ханты-Хансийского автономного округа-Югры N 679-рп от 23.08.2004 г. Приказом Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа N542-ф от 05.06.2003 г. были утверждены акты комиссии администрации муниципального образования Сургутский район от 11.04.2003 г. о выборе земельных участков.
В отношении земельного участка с кадастровым номером (номер) в государственный кадастр недвижимости внесены следующие сведения:
Местоположение - Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, Восточно-Сургутское месторождение; Категория - земли лесного фонда; Разрешенное использование - под обустройство разведочной скважины N35-р; Обременение-аренда ОАО "Сургутнефтегаз"; Площадь- 33 600 кв.м. Границы земельного участка установлены.
Кадастровый паспорт составлен 30.06.2004 г. (л. д. 127, 128).
Истец (ФИО)1 является членом ПСОК "Старожил-1", ей принадлежит участок (номер) по линии (номер).
Земельный участок с кадастровым номером 86:03:0030402:20 не принадлежит на каком-либо праве (ФИО)1, как указано в исковом заявлении.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судебная коллегия находит необоснованными выводы межевого плана от 22.05.2014 г., составленного кадастровым инженером (ФИО)2 о наличии кадастровой ошибки при пересечения границ земельных участков, имеющейся в сведениях об описании местоположения границ и площади земельного участка лесного фонда, поскольку описательная часть экспертизы не содержит бесспорных данных о наличии таковой в том смысле, который определен ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Межевой план не содержит сведений об ошибке в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером (номер) под обустройство разведочной скважины (номер)-р, относящегося к землям лесного фонда. Сведения о выявлении несоответствия между топографическими материалами объекта недвижимости с кадастровым номером (номер) под обустройство разведочной скважины (номер)-р, содержат вероятный вывод о том, что при отводе границ земельного участка использовались некорректные картографические материалы.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции не учел того, что границы всего земельного участка ПСОК "Старожил-1", как и земельного участка истца не установлены, не сформированы, сведения в государственный кадастр не вносились, межевой план составлен позже регистрации объекта недвижимости с кадастровым номером (номер), площадь всего земельного участка ПСОК "Старожил-1" не являлась предметом исследования суда первой инстанции, данных о переводе земель лесного фонда, на которых располагается земельный участок истца, в иную категорию в соответствии с действующим законодательством, в материалах дела не имеется.
Кроме того, исследований о несоответствии межевой границы, установленной по результатам согласования в заключении кадастрового инженера также не приводится.
В случае удовлетворения исковых требований из границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером (номер) необходимо исключить часть земельного участка.
Никаких доказательств о том, что имеется какая-либо ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером (номер) стороной истца не представлено в суд первой инстанции и не представлено судебной коллегии.
Таким образом, правовых оснований, по которым судом принято решение по сути об исключении части земель лесного фонда из ГКН, не имелось.
При таких обстоятельствах, а также учитывая вышеуказанные положения закона, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, поскольку внешние границы ПСОК "Старожил-1" не установлены, при этом разрешительных документов дающих право на изъятие из состава земель лесного фонда площади с 33 600кв.м. на 32 975 и переводе ее в земли иных категорий в установленном законом порядке не имеется.
По материалам дела установлено, что фактически между сторонами существует спор по границе между их земельными участками, который не может быть разрешен путем заявления требований об исправлении кадастровой ошибки, что свидетельствует об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского районного суда от 25 июня 2015 года отменить, приняв по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований (ФИО)1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ХМАО-Югре, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ХМАО-Югре, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО-Югре отказать.
Председательствующий: Ахметзянова Л.Р.
Судьи: Мелехина Т.И.
Гавриленко Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.