Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Блиновской Е.О.
судей: Воронина С.Н., Романовой И.Е.
прокурора Бикмухаметовой Г.Р.
при секретаре Дубыниной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в интересах (ФИО)1 к Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, третьи лица Правительство Ханты- Мансийского автономного округа- Югры, Уполномоченный по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 13 июля 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в интересах (ФИО)1 к Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обеспечить бесплатно (ФИО)1, (дата) года рождения, лекарственным препаратом "Сабрил- SABRIL" (международное непатентованное наименование "Вигабатрин"- Vigabatrin") в полном объеме по жизненным показаниям в соответствии с медицинским заключением.
Решение подлежит немедленному исполнению".
Заслушав доклад судьи Романовой И.Е., объяснения представителя истца (ФИО)3, (ФИО)7 и (ФИО)9, полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, представителя ответчика Департамента здравоохранения ХМАО-Югры (ФИО)8, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Прокурор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры обратился в суд в интересах (ФИО)1 с иском к Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент) о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами. Требования мотивировал тем, что прокуратурой округа проведена проверка по обращению (ФИО)5 в интересах ее несовершеннолетнего сына (ФИО)1, (дата) года рождения, по вопросу обеспечения его лекарственным препаратом "Сабрил-SABRIL" (международное непатентованное наименование "Вигабатрин"-"Vigabatrin"), необходимым для лечения, имеющегося у него заболевания. (ФИО)1 является ребенком-инвалидом. Заключением Консилиума врачей Федерального государственного учреждения "Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий" Минздрава России от 11.06.2013г., малолетнему (ФИО)1 показана пожизненная терапия лекарственным препаратом "Сабрил". Такое лечение является дорогостоящим, и родителям малолетнего его оплатить не представляется возможным. Данный лекарственный препарат "Сабрил" является лекарственным препаратом, не зарегистрированным на территории Российской Федерации, но имеет Международную и Европейскую регистрацию. На обращение законного представителя (ФИО)1 - (ФИО)5 в Департамент с просьбой обеспечить ее малолетнего сына-инвалида медицинским препаратом, ответчик сообщил о том, что расходование бюджетных средств Департаментом, в том числе на закупку лекарственных препаратов, осуществляется в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом, ответчик не имеет возможности осуществить оплату из бюджетных средств стоимости лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории Российской Федерации. Между тем, право ребенка-инвалида на получение лечения лекарственными препаратами, не входящим в соответствующий стандарт медицинской помощи при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии, гарантировано пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 года N323-Ф3 и закреплено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". При таких обстоятельствах, отказ Департамента в обеспечении несовершеннолетнего (ФИО)1 лекарственным препаратом "Сабрил" не основан на законе и может повлечь существенное нарушение прав ребенка- инвалида. В связи с чем, просил обязать ответчика обеспечить (ФИО)1 лекарственным препаратом "Сабрил-SABRIL" (международное непатентованное наименование "Bигабатрин"-"Vigabatrin") в полном объеме по жизненным показаниям в соответствии с медицинским заключением; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представители истца (ФИО)6, (ФИО)7, исковые требования поддержали, дали пояснения согласно доводов искового заявления, просили требования прокурора удовлетворить в полном объеме, настаивая на удовлетворении требований именно в заявленном виде.
Представитель ответчика (ФИО)8 в судебном заседании требования прокурора не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц Правительство Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Уполномоченного по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры просит решение суда изменить и принять по делу новое решение, обязав Департамент принять меры к обеспечению (ФИО)1, (дата) года рождения, лекарственным препаратом "Сабрил-SABRIL" (международное непатентованное наименование "Bигабатрин"-"Vigabatrin") по жизненным показаниям в соответствии с медицинским заключением. В обоснование жалобы указал, что законом не предусмотрено обеспечение граждан Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов бесплатно обеспечивать по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не зарегистрированными в Российской Федерации. Обеспечение (ФИО)1 лекарственным препаратом "Сабрил" путем осуществления закупок данного препарата в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ не предоставляется возможным в связи с тем, что указанный лекарственный препарат не зарегистрирован в Российской Федерации, его ввоз и реализация на территории России не допускается, за исключением прямо предусмотренных законодательством случаев, и такие закупки заведомо неосуществимы. Также указали, что препарат "Сабрил" отпускается в аптеках стран Евросоюза только по рецепту врача, осуществить его ввоз в Россию с помощью медицинских организаций, находящихся в ведении Департамента, также невозможно, поскольку при отсутствии у гражданина России (медицинского работника), пришедшего на прием к врачу, европейской медицинской страховки и показаний для получения данного лекарственного препарата получить рецепт на данный препарат можно только за отдельную плату, хотя на подобные неизбежные расходы денежные средства в бюджете автоматного округа не предусмотрены. Департамент вправе заключить сделки на ввоз препарата только в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ. Таким образом, при отсутствии нормативно регламентированного единого механизма ввоз на территорию России лекарственных препаратов, не зарегистрированных в Российской Федерации, Департамент не может на практике осуществлять стабильное обеспечение (ФИО)1 лекарственным препаратом "Сабрил", не нарушая при этом требований Федерального закона N 61-ФЗ, ФЗ N 44-ФЗ, бюджетного законодательства или иных нормативно-правовых актов.
В возражениях на жалобу (ФИО)9 и прокуратура ХМАО-Югры указали, что судом было принято законное и обоснованное решение. Просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическом благополучию.
Аналогичные нормы содержит ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - Закон N 323-ФЗ).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно п. 12 ст. 14 указанного Закона организация по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также обеспечения лекарственными препаратами является полномочием федеральных органов государственной власти.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ Постановлением от 22 октября 2012 года N 1074 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014-2015 г., которая во втором разделе предусматривает обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи. В разделе 4 названной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой со свободных цен, предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 в редакции от 14.02.2002 года "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". В соответствии с данным Перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.
Таким образом, указанным Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.
Согласно ч. 3 ст. 80 этого Закона, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Частью 2 статьи 83 этого же Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования.
В силу ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и дети-инвалиды. В соответствии с предоставляемым гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего ФЗ, набора социальных услуг включаются социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского значения.
Согласно п. 3 Приказу Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 N 494 "О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям" в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, несовершеннолетний ребенок-инвалид (ФИО)1, (дата) года рождения, с рождения страдает тяжелым основным заболеванием -ранняя младенческая эпилептическая энцефалопатия (синдром Отахара), осложненным задержкой моторного и психоречевого развития.
На основании консилиума врачей Федерального Государственного учреждения "Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий" Минздрава России, (ФИО)1 показана пожизненная терапия лекарственным препаратом "Сабрил-SABRIL" (международное непатентованное наименование "Bигабатрин"-"Vigabatrin"). При этом данный препарат прописан к пожизненному приему в суточной дозе 100-200 мг на один килограмм веса по индивидуальному графику ежедневного приема. Такое лечение является дорогостоящим, и родителям ребёнка его оплатить не представляется возможным.
"Сабрил" является лекарственным препаратом, не зарегистрированным в Российской Федерации, на ввоз незарегистрированного лекарственного препарата "Сабрил", предназначенного для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям, Министерством Здравоохранения Российской Федерации выдано разрешение, для (ФИО)1, которое предусматривает возможность ввоза конкретной партии этого препарата - в количестве 24 упаковок по 100 таблеток или 12 упаковок по 200 таблеток (л.д.61).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в вышеприведенных нормативных правовых актах не содержится запрета предоставления лекарственного препарата, не предусмотренного перечнем и стандартом оказания медицинской помощи для конкретного вида заболевания, с отнесением этого вопроса на разрешение врачебной комиссии лечебного учреждения. В связи с чем, доводы ответчика о том, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется, поскольку препарат "Сабрил" не входит в состав перечней лекарственных средств для осуществления государственного закупа и бесплатного обеспечения пациентов, не основаны на законе.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Таким образом, отсутствие достаточных средств в бюджете и отсутствие лекарственного препарата "Сабрил" в перечне лекарственных средств отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Территориальная Программа не может снижать уровень бесплатной медицинской помощи по сравнению с федеральной программой, (ФИО)1 имеет право получать лекарственное обеспечение по двум основаниям: как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств округа.
При таких обстоятельствах, судом обоснованно удовлетворены требования прокурора. Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, кроме того они направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.
Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 13 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий: Блиновская Е.О.
Судьи: Воронин С.Н.
Романова И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.