Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ивановой И.Е.,
судей: Данилова А.В., Решетниковой О.В.,
при секретаре Першиной Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Химяк Е.Л. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 14 августа 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Химяк Е.Л. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N15-Исх-10954 от 23.06.2015 (протокол N 13 от 27.05.2015) в присвоении Химяк Е.Л. звания "Ветеран труда".
Признать право Химяк Е.Л. на присвоение звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание "Ветеран труда" Химяк Е.Л..
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Химяк Е.Л. 300 рублей в счет оплаченной государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи Данилова А.В., судебная коллегия
установила:
Химяк Е.Л. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда".
В обоснование иска указала, что ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по мотиву, что знак отличия "Отличник ФНС России" и Благодарность руководителя Федеральной налоговой службы России не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п.
Истец просила признать отказ незаконным и возложить на ответчика обязанность по присвоению ей звания "Ветеран труда".
В судебное заседание стороны не явились. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Отказ в присвоении истцу звания "Ветеран труда" связан с тем, что знак отличия "Отличник ФНС России" и Благодарность руководителя Федеральной налоговой службы России не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа N 103-п от 06 июня 2005 года. В соответствии со ст.7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995г. "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны, и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда".
В возражении (отзыве) на апелляционную жалобу Химяк Е.Л. просит апелляционную жалобу признать незаконной.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Химяк Е.Л. работает в должности начальника отдела камеральных проверок N 2 ИФНС России по г. Сургуту, является пенсионером по старости (удостоверение от 06.06.2014 N 210079/16). Общий трудовой стаж составляет более 30 лет (л.д. 11-17, 30).
10.04.2013 года Приказом Федеральной налоговой службы N ММВ-10-4/368@ Химяк Е.Л. награждена знаком отличия "Отличник ФНС России" (л.д. 9).
02.11.2009 года Приказом Федеральной налоговой службы N ММ-10-4/771@ за заслуги в профессиональной деятельности Химяк Е.Л. была объявлена Благодарность руководителя Федеральной налоговой службы России за заслуги в профессиональной деятельности (л.д. 10).
Ответчиком истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п, отсутствует Благодарность руководителя Федеральной налоговой службы России за заслуги в профессиональной деятельности и знак отличия "Отличник ФНС России"" (л.д. 18-19).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона N 5-ФЗ, поскольку указанной нормой определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, более того, федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.
В соответствии с пунктом 1 Приложения N 2 "Положения о благодарности руководителя Федеральной налоговой службы", утвержденного приказом Федеральной налоговой службы "О почетной грамоте Федеральной налоговой службы и благодарности руководителя Федеральной налоговой службы" N ММ-3-4/536@ от 31 октября 2008 года, благодарность руководителя Федеральной налоговой службы является ведомственной наградой Федеральной налоговой службы. Согласно Общероссийскому классификатору информации о населении ОК 018-2014, утвержденному Приказом Росстандарта от 12.12.2014 года N 2019-ст, благодарность руководителя Федеральной налоговой службы (7652) относится к ведомственным наградам, установленным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.
Приказом Федеральной налоговой службы от 7 июня 2005 года N САЭ-3-15/243@ "О ведомственных знаках отличия Федеральной налоговой службы" установлены такие ведомственные знаки отличия, как "Почетный работник ФНС России" и "Отличник ФНС России".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец был в установленном законом порядке награжден ведомственными знаками отличия в труде, каковыми являются знак отличия "Отличник ФНС России" и Благодарность руководителя Федеральной налоговой службы России.
Как разъяснено в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года N 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку обстоятельств дела, не влекут отмену судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 14 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи: Данилов А.В.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.