Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Вороной Н.Л., Данилова А.В.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Талышеву Л.И. к ОАО "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконными отказ в выплате субсидии и исключении из Единого списка участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым". Возложении на ответчика обязанности по восстановлению в списке
по апелляционным жалобам ОАО "Ипотечное агентство Югры", Департамента строительства ХМАО-Югры на решение Когалымского городского суда от 17 августа 2015 года, которым постановлено:
"иск Талышеву Л.И. к открытому акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" в г. Когалыме о признании незаконными отказ в выплате субсидии и исключении из Единого списка участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым". Возложении на ответчика обязанности по восстановлению в списке удовлетворить.
Признать незаконным отказ открытого акционерного общества "Ипотечное агентство Югры" в предоставлении субсидии на несовершеннолетнего ребенка В., (дата) года рождения в соответствии с подпрограммой "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы".
Признать незаконным исключение Талышеву Л.И. из Единого списка участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы", на основании подпункта 3 пункта 2.12 Порядка реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым", утверждённым постановлением Правительства автономного округа от 07 апреля 2006 года N67-п.
Обязать открытое акционерное общество "Ипотечное агентство Югры" восстановить Талышеву Л.И. в Едином списке участников подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2015 годы".
Взыскать с открытого акционерного общества "Ипотечное агентство Югры" в пользу Талышеву Л.И. в счёт оплаты юридических услуг 5 000 рублей, в счет оплаты госпошлины 300 рублей, всего по иску 5 300 (пять тысяч триста) рублей".
Заслушав доклад судьи Вороной Н.Л., объяснения Талышевой Л.И., возражающей против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Талышева Л.И. обратилась в суд к ОАО "Ипотечное агентство Югры" (далее - Агентство) с вышеуказанным иском, указав в обоснование следующее.
С 6 сентября 2007 года они вместе с дочерью, К., являются участниками подпрограммы 2 "Доступное жилье молодым" программы ХМАО-Югры, утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года N103-оз. В рамках названной подпрограммы приобрела жилое помещение по адресу: г. Когалым, ул. Дружбы Народов, д.8, кв.86, оформив право собственности в равных долях на себя и дочь, на которую получила предусмотренную подпрограммой субсидию.
(дата) у неё родился сын, Талышеву Л.И. В., в отношении которого впоследствии установлено отцовство гражданином РФ В. С отцом сына она в браке не состоит. На основании её заявления от (дата) они с сыном поставлены на учет для получения на него субсидии. Письмом Агентства N41 от 2 февраля 2015 года уведомлена о возникновении права на получение субсидии в текущем финансовом году, в связи с чем предоставила все необходимые документы для её получения. Однако письмами N145 и N146 от 6 марта 2015 года Агентство сообщило об исключении из Единого списка участников подпрограммы на основании подп.3 п.2.12 Порядка реализации подпрограммы и об отказе в предоставлении субсидии в связи с отсутствуем гражданства РФ. Данным решением нарушены их с сыном право на получение субсидии. На дату подачи заявления о включении в данную подпрограмму, как и на дату подачи заявления о выплате субсидии, они с сыном являлись и являются гражданами РФ, другого гражданства не принимали и не имели. Полагает, что данные действия Агентства связаны с тем, что она заключила брак с гражданином Таджикистана, Рахимовым А. Однако он не признавался участником подпрограммы; не является отцом ребенка; квартира, приобретенная в рамках подпрограммы ему не принадлежит и на получение субсидии не претендует.
В судебном заседании Талышева Л.И. заявленные требования поддержала.
Представитель Агентства, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на иск, согласно которому заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица, Департамента строительства ХМАО-Югры, просил рассмотреть дело в его отсутствие, предоставив возражения на иск, из которых следует, что решения Агентства об отказе в предоставлении субсидии и исключении из Единого списка участников подпрограммы 2 являются законными.
Судом постановлено вышеизложенное решение, не согласившись с которым Агентство и Департамент строительства ХМАО-Югры подали апелляционные жалобы об отмене решения и принятии нового - об отказе в иске.
Агентство в обоснование жалобы ссылается на нарушение судом ном материального права. Согласно условиям подпрограммы "Доступное жилье молодым", а также Порядка её реализации, право на получения субсидии имеют молодые семьи, состоящий из граждан Российской Федерации, проживающие на территории автономного округа, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В силу пп.2 п.3.6 Порядка реализации подпрограмма в случае отсутствия гражданства Российской Федерации у члена молодой семьи принимается решение об отказе в предоставлении такой семье субсидии. Согласно пп.3 п.2.12 Порядка граждане снимаются с учета на получение субсидии и исключаются из Единого списка в случае отсутствия гражданства РФ. Таким образом, члены молодой семьи должны иметь гражданство Российской Федерации не только на день принятия решения о признании участником подпрограммы, поскольку условиями Порядка предусмотрено исключение из Единого списка в случае отсутствия гражданства Российской Федерации.
Департамент строительства ХМАО-Югры в апелляционной жалобе сослался на те же доводы, что и Агентство, дополнительно указав следующее. Расчет субсидии производится на фактически имеющихся детей и не свидетельствует о том, что получателем субсидии является только ребенок, поскольку речь в данном случае идет исключительно о способе расчета размера субсидии, а не определении круга ее получателей, поскольку поддержка предоставляется всей молодой семье. Тот факт, что супруг Талышевой Л.И. - Рахимов А., гражданин Таджикистана, не признавался участником подпрограммы, свидетельствует не о том, что семья в целях предоставлении мер поддержки является неполной. Данный факт свидетельствует о нарушении истцом условий участия в подпрограмме, в соответствии с которыми Талышева Л.И. обязана была уведомить Агентство об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки. Факт признания или непризнания нового члена семьи участником мероприятия не свидетельствует об отсутствии необходимости учета данного обстоятельства при принятии решения о выдаче (отказе в выдаче) субсидии. При разрешении вопроса о выплате (невыплате) субсидии молодой семьи в случае, если один ее членов является иностранным гражданином, невозможно достоверно установить наличие (отсутствие) у него в собственности или на иных основаниях жилых помещений за границей Российской Федерации, что ставит такую молодую семью в неравное положение по отношению к молодой семье, состоящей из граждан Российской Федерации, в отношении которых указанные сведения предоставляются посредством межведомственного взаимодействия.
Обращает внимание, что в судебной практике Российской Федерации сложилась позиция о невозможности предоставления иностранным гражданам жилых помещений, предоставляемых но договору социального найма. Полагает, что эта позиция, по аналогии, может быть применена к рассматриваемым правоотношениям.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции надлежаще извещённые ответчик, третье лицо, своих представителей не правили. Руководствуясь ст.ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Выслушав истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Фактические обстоятельства дела судом установлены правильно и сторонами не оспариваются. Истец, будучи участником подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Юры на 2005-2015 годы", утвержденной Законом ХМАО-Югры от 11 ноября 2005 года N103-оз (далее - Подпрограмма), приобрела в декабре 2007 года однокомнатную квартиру по адресу: г. Когалым, ул. Дружбы Народов, д. 8, кв. 86.
Поскольку на 2010 год она имела задолженность перед банком за кредит, взятый для приобретения указанной квартиры, после рождения в этом году сына, В., была включена Агентством в Единый список участников Подпрограммы для получения субсидии на вновь рождённого ребёнка. Когда подошла очерёдность получения предусмотренной подпрограммой субсидии, у Талышеву Л.И. продолжали наличествовать долговые обязательства перед банком по названному кредиту, что позволяло ей воспользоваться субсидией, однако в предоставлении субсидии Агентство отказало, мотивируя отсутствием гражданства Российской Федерации, что и явилось основанием для её обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, установив, что истец и её сын являются гражданами Российской Федерации, пришёл к правильному выводу об удовлетворении иска.
Изложенная в возражениях на иск, апелляционных жалобах позиция Агентства и Департамента о том, что истец обоснованно исключена из Списка участников Подпрограммы, поскольку её супруг, Рахимов А. не имеет гражданства Российской Федерации, обоснованно не был принят судом первой инстанции.
Приведённые Агентством и Департаментом материальные нормы регулируют правоотношения по предоставлению субсидии участникам Подпрограммы. Между тем, Рахимов А. не являлся и не является участником Подпрограммы в составе семьи истца. Истец заключила с ним брак 14 декабря 2013 года. Квартира, приобретённая за счёт заёмных средств, на погашение которых полагается истцу субсидия на вновь рождённого ребёнка, находится в собственности истца с декабря 2007 года. Рахимов А. не принимал участия в приобретении данного жилого помещения, в связи с чем в соответствии со ст. 36 Семейного кодекса Российской Федерации не может претендовать на это жилое помещение.
Указанные обстоятельства, вопреки доводам апелляционной жалобы Департамента, свидетельствуют о том, что предусмотренная Подпрограммой субсидия на Рахимова А. не рассчитывается.
Поскольку самостоятельного права пользования спорной квартирой у Рахимова А. не приобретает, нельзя признать состоятельной ссылку Департамента на применение по аналогии ч.5 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которой жилые помещения по договору социального найма предоставляются только гражданам Российской Федерации.
Таким образом, решения Агентства об исключении Талышевой Л.И. из Единого списка участников Подпрограммы и об отказе в предоставлении ей субсидии на вновь рождённого ребёнка в рамках Подпрограммы для погашения задолженности перед банком, обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Когалымского городского суда от 17 августа 2015 года оставить без изменения апелляционные жалобы ОАО "Ипотечное агентство Югры", Департамента строительства ХМАО-Югры - без удовлетворения.
Председательствующий судья Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Данилов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.