Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Мелехиной Т.И.
судей Воронина С.Н., Гудожникова Д.Н.
при секретаре Тавлиной Л.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамова НИ к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты -Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты - Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"Исковые требования Абрамова НИ к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа-Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (номер) от (дата) (протокол (номер) от (дата)) в присвоении Абрамову НИ звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание "Ветеран труда" Абрамову НИ.
Взыскать с Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в пользу Абрамова НИ 300 рублей в счет возмещения судебных расходов на оплату государственной пошлины".
Заслушав доклад судьи Гудожникова Д.Н., судебная коллегия
установила:
Абрамов НИ обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда".
Требования мотивированы тем, (дата) решением Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР и ЦС профсоюза работников нефтяной и газовой отраслей промышленности СССР (номер) он был награжден Почетной грамотой Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР и ЦС профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности СССР. С (дата) он является получателем пенсии по старости. (дата) истец обратился в Управление социальной защиты населения по (адрес) и (адрес) с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", однако письмом Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от (дата) (номер) в присвоении звания "Ветеран труда" было отказано, по причине того, что Почетная грамота Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР и ЦС профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства СССР не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N103-п. Отказ в присвоении звания считает незаконным, нарушающим его права.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке, предусмотренном ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указал, что отказ в присвоении истцу звания "Ветеран труда" связан с тем, что Почетная грамота Министерства нефтяной промышленности СССР не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа N 103-п от 06 июня 2005 года. В соответствии со ст.7 Закона "О Ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Судом не принято во внимание, что в силу ст.85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за Абрамовым НИ права на присвоение звания "Ветеран труда".
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что (дата) решением Министерства нефтяной промышленности и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности (номер) истец был награжден Почетной грамотой Министерства нефтяной промышленности и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности. Общий трудовой стаж истца составляет более (дата).
При обращении истца по вопросу присвоения звания "Ветеран труда", Комиссией по присвоению званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры" (дата) (протокол (номер)) было принято решение об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" по тем основаниям, что Почетная грамота Министерства нефтяной промышленности и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N 103-п (л.д.11).
Суд первой инстанции, установив, что Почетная грамота Министерства нефтяной промышленности и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности относится к ведомственной награде; у истца имеется требуемый для назначения пенсии трудовой стаж, пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, в связи с чем, удовлетворил исковые требования Абрамова НИ
Судебная коллегия считает данный вывод правильным.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом, в силу пункта 1 статьи 7 данного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно ст. 1 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре", к ветеранам труда отнесены: лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершенном возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Подробно проанализировав Закон о ветеранах, Порядок присвоения звания "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО - Югры", суд пришел к правильному выводу о том, что Почетная грамота Министерства нефтяной промышленности и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, является ведомственной наградой.
Как следует из вышеприведенной ст. 7 Закона о ветеранах, награждение лица ведомственным знаком отличия в труде при наличии у него необходимого для назначения пенсии трудового стажа является основанием для признания этого лица ветераном труда.
Отклоняя ссылку ответчика на постановление Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п, утвердившее порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", в котором Почетная грамота Министерства нефтяной промышленности и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности не указана в качестве основания для присвоения данного звания, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 7 Закона о ветеранах.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как было указано выше, положениями ст. 7 Закона о ветеранах определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с п. 4 названной статьи субъекты Российской Федерации определяют лишь порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда". Под установлением порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения указанного звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми ст. 7 Закона о ветеранах.
Исходя из предмета совместного ведения, субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания "Ветеран труда".
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Закона о ветеранах, является правильным.
С учетом изложенного, приведенное постановление Правительства от 06 июня 2005 года N 103-п в части не включения Почетной грамоты Министерства нефтяной промышленности и ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", обоснованно не было применено судом при разрешении спора.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства имеющие значение для дела и применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, направлены на иное толкование норм материального права и отмену обжалуемого решения не влекут, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты - Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И Мелехина
Судьи С.Н. Воронин
Д.Н. Гудожников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.