Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление" Проскурякова В.Л. на решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 августа 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление",
установил:
Постановлением государственного инспектора дорожного надзора отделения дорожной инспекции и организации дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Нижневартовску от 30 июня 2015 года муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление" (далее МУП г. Нижневартовска "САТУ") признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей за то, что являясь лицом, на которое возложена обязанность по содержанию улично-дорожной сети г. Нижневартовска, в нарушение требований п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, не приняло своевременных мер по ликвидации выбоины на проезжей части в районе дома N 54а стр. 1 по улице Интернациональная г. Нижневартовска размерами: длина - 210 см, ширина - 150 см, глубина - 15 см.
Решением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 августа 2015 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Кабиевой С.И., действующей в интересах МУП г. Нижневартовска "САТУ" без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, директор МУП г. Нижневартовска "САТУ" Проскуряков В.Л. просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить, а также ссылается на чрезмерный размер назначенного административного штрафа. В обоснование доводов жалобы указывает, что должностным лицом нарушена процедура привлечения к административной ответственности, поскольку не было вынесено предписание с указанием сроков для устранения выявленных недостатков, а также не учтены положения п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, которым установлены сроки ликвидации предельно допустимых повреждений покрытия. Также указывает, что работы по ликвидации повреждений покрытия велись в соответствии с графиком. Ссылается на нарушение должностным лицом положений ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми закреплена процедура осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Указывает на возможность применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращения производства по делу в связи с малозначительностью, а также положений ч. 3.2 ст. 4.1 данного Кодекса и снижения назначенного административного штрафа до ста пятидесяти тысяч.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены либо изменения решения судьи не нахожу.
В соответствии со ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административно-противоправным и наказуемым признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Ответственным за зимнее и летнее содержание городских дорог г. Нижневартовска является МУП г. Нижневартовска "САТУ".
Так, согласно п. 1.1 Муниципального контракта N 0187300001214000879-0186834-02 на выполнение в 2015-2017 годах работ по содержанию городских автомобильных дорог, заключенного 19 декабря 2014 года между администрацией г. Нижневартовска и МУП г. Нижневартовска "САТУ" обязанность по содержанию городских автомобильных дорог возложена на МУП г. Нижневартовска "САТУ".
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены ГОСТ Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее ГОСТ Р 50597-93).
Согласно п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Как усматривается из материалов дела 22 июня 2015 года государственным инспектором ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Нижневартовску в ходе обследования места дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 26 июня 2015 года в 23 часа 29 минут в районе строения 1 дома 54а по ул. Интернациональной г. Нижневартовска с участием транспортного средства "данные изъяты" государственный регистрационный знак (номер), выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно: отдельная выбоина (просадка) на поверхности проезжей части в нарушение требований п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 имеет размеры: длина 210 см, ширина - 150 см, глубина - 15 см.
Факт наличия выбоины (просадки) на поверхности проезжей части автомобильной дороги превышающей предельные размеры, установленные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 зафиксирован в соответствующем акте с прилагаемой к нему фототаблицей (л.д. 90-92).
Должностным лицом и судьей Нижневартовского городского суда верно установлено, что в нарушение п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 юридическим лицом своевременных мер по ликвидации выбоины на проезжей части в районе дома N 54а стр. 1 по улице Интернациональная г. Нижневартовска размерами: длина - 210 см, ширина - 150 см, глубина - 15 см не принято.
Доводы жалобы, указывающие, что работы по ликвидации дорожного покрытия велись юридическим лицом в соответствии с графиком, подлежат отклонению, поскольку согласно п. 1.2 муниципального контракта от 19 декабря 2014 года устранение деформаций и повреждений асфальтобетонных покрытий, восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий на отдельных участках производится МУП г. Нижневартовска "САТУ" в период с 15 марта 2015 года по 15 ноября 2015 года и поскольку положения ГОСТ Р 50597-93 не предусматривают какого-либо срока для устранения недостатков дорожного покрытия, превышающих предельно допустимые повреждения покрытия, такие повреждения должны быть устранены непосредственно после их образования.
Указанным обстоятельствам в решении судьи Нижневартовского городского суда дана надлежащая мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Ссылка в жалобе на нарушение должностным лицом положений ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми закреплена процедура осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов не может быть принята во внимание, поскольку основана на неверном толковании норм права.
Так, в рассматриваемом случае, 22 июня 2015 года государственным инспектором ДИ и ОД ОГИБДД УМВД России по г. Нижневартовску осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов не производился, поскольку участок автомобильной дороги, в районе строения 1 дома 54а по ул. Интернациональной г. Нижневартовска не является собственностью МУП г. Нижневартовска "САТУ", ввиду чего положения ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не подлежат применению.
Доводы жалобы, указывающие на возможность применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращения производства по делу в связи с малозначительность подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда, при наличии обстоятельств, установленных данной статьей.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
По смыслу закона при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и применяется только в исключительных случаях с учетом обстоятельств конкретного совершенного лицом деяния.
В рассматриваемом случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в создании реальной угрозы безопасности дорожного движения.
Кроме того, нельзя не принять во внимание представленные в материалах дела оперативные данные о дорожно-транспортном происшествии, согласно которым 21 июня 2015 года в 23 часа 29 минут в районе дома N 54а стр. 1 по ул. Интернациональной г. Нижневартовска произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее, в том числе, причинение вреда здоровью его участникам, ввиду того, что водитель транспортного средства не справился с управлением после наезда на выбоину в дорожном покрытии.
Также нельзя оставить без внимания доводы заявителя указывающие, что МУП г. Нижневартовска "САТУ" за непродолжительный период времени неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается наличием в материалах дела копий решений Нижневартовского городского суда. Указанное обстоятельство свидетельствует о систематическом нарушении юридическим лицом требований закона направленных на обеспечение порядка и безопасности дорожного движения.
Таким образом, с учетом существа правонарушения и общественной значимости государственного надзора в области дорожного движения, учитывая характер совершенного юридическим лицом - МУП г. Нижневартовска "САТУ" правонарушения, связанного с нарушением требований закона, направленного на обеспечение порядка и безопасности дорожного движения, повышения эффективности использования автомобильного транспорта, охраны жизни, здоровья и имущества граждан, предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, указанное правонарушение представляет существенную общественную опасность и не может быть признано малозначительным.
Указанные выше обстоятельства не позволяют сделать вывод о возможности применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В своей жалобе заявитель также указывает на возможность применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путем снижения размера административного штрафа до суммы ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 12.34 данного Кодекса.
Санкция ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение наказания в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из указанного положения, назначение юридическому лицу наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи возможно лишь при наличии исключительных обстоятельств.
Вместе с тем, каких либо сведений о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица при рассмотрении жалобы не установлено. Каких-либо данных о тяжелом финансовом положении МУП г. Нижневартовска "САТУ" материалы дела не содержат и к жалобе не приложены.
Неоднократное привлечение юридического лица к административной ответственности за совершение правонарушений, вопреки доводам жалобы, не может свидетельствовать о возможности подавления экономической самостоятельности и ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Иные доводы заявителя, изложенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде нижестоящей инстанции, им дана надлежащая мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
С учетом изложенного должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о виновности МУП г. Нижневартовска "САТУ" в совершении правонарушения, а его действиям дана верная юридическая оценка по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении МУП г. Нижневартовска "САТУ" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание юридическому лицу - МУП г. Нижневартовска "САТУ" назначено в пределах санкции ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным.
Вывод судьи об отсутствии оснований к отмене постановления должностного лица является правильным, основанным на проверенных доказательствах, имеющихся в материалах дела.
При таких обстоятельствах, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
Решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 августа 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление" оставить без изменения, жалобу директора муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска "Специализированное автотранспортное управление" Проскурякова В.Л. без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры С.М. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.