Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Белоусовой В.Б.
Судей: Рожковой Т.В., Бучневой О.А.
При секретаре: Григорьевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 ноября 2015 года апелляционную жалобу администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 сентября 2015 года
по гражданскому делу по иску Сорокиной А.П. в интересах несовершеннолетней Митяниной Д.С. к администрации г. Тамбова о предоставлении жилого помещения вне очереди,
Заслушав доклад судьи Белоусовой В.Б., судебная коллегия
Установила:
Сорокина А.П. как законный представитель несовершеннолетней Митяниной Д.С. обратилась в суд в интересах несовершеннолетней и своих интересах с иском к администрации г. Тамбова о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований, что она и ее несовершеннолетняя дочь Митянина Д.С., 2006 года рождения, зарегистрированы и проживают по адресу: *** где зарегистрированы и проживают еще четыре человека. Митянина Д.С. является ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с другими гражданами в одной квартире невозможно, что подтверждается справкой N 6 ТОГБУЗ "Городская клиническая больница N4 г. Тамбова" от 01.10.2013 года и дает право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Постановлением администрации г. Тамбова N 8715 от 18.10.2013 года Митянина Д.С. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по списку очереди "Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний" с составом семьи один человек. Сорокина А.П. с данным постановление не согласна, поскольку Митянина Д.С. 2006 года рождения и не может в силу своего возраста проживать одна. Просила суд признать за Митяниной Д.С. право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди и обязать администрацию г. Тамбова предоставить Митяниной Д.С. и Сорокиной А.П. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь не менее 45 кв.м.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 16 сентября 2015 года исковые требования Сорокиной А.П. удовлетворены.
Администрация г.Тамбова обязана предоставить Митяниной Дарье Сергеевне и Сорокиной Анне Петровне вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 45 кв.м. в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В жалобе администрация г. Тамбова просит решении отменить, ссылаясь на п.5 ч.1 ст.14, ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, указывает, что органы местного самоуправления предоставляют муниципальные жилые помещения по договорам социального найма малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся, в порядке очередности. Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний, признаются малоимущими и принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в отдельную очередь. Меры социальной защиты таких граждан, которые признаются инвалидами, являются расходными обязательствами РФ в соответствии с вводной частью Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Согласно ст. 28.2 указано закона РФ передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия, в том числе и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года. Полномочия по обеспечению данной категории граждан, вставших на учет после 01.01.2005 года, РФ не передала ни субъекту, ни органам местного самоуправления, следовательно, они обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств РФ. Органы местного самоуправления могут обеспечивать жильем данную категорию граждан только на общих основаниях. Решением Тамбовской городской Думы от 30.03.2005 года N 675 установлена норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма из расчета не менее 15 и не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, соответственно Митяниной Д.С. необходимо было предоставить от 15 до 18 кв.м., а поскольку ее заболевание предусматривает еще и дополнительную площадь, общая площадь должна составлять от 30 до 36 кв.м. и жилое помещение состоять из одной комнаты.
Администрация считает, что при вынесении решения суд должен был исходить из положений ч.2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ, поскольку Митянина Д.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди "Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний" с составом семьи один человек. Постановление администрации г. Тамбова от 18.10.2013 года N 8715 Сорокиной А.П. не обжаловалось. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам в порядке очередности, Сорокина А.А. на учете не состоит, следовательно, жилым помещение не может быть обеспечена.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации г.Тамбова Каменеву Е.С., поддержавшей доводы жалобы, Родионова А.Б., представителя Митяниной Д.С., Сорокиной А.А., считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
На основании положений частей 2, 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В части 2 названной нормы перечислены категории граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, и в соответствии с п. 3 к ним относятся граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением правительства РФ N 378 от 16.06.2006 г. утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации г.Тамбова N 1715 от 18.10.2013г. Митянина Д.С. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма по списку очереди "Граждане, имеющие форму хронических заболеваний" с составом семьи один человек.
Материалами дела подтверждается, что Митянина Д.С. является инвалидом детства, страдает хроническим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Ответчиком данное обстоятельство не оспаривается.
Суд первой инстанции со ссылкой на ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов" обоснованно указал, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации фе6деральным органом исполнительной власти.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых основания для признания за Митяниной Д.С. права на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди с учетом права на дополнительную площадь.
Также суд первой инстанции обязал администрацию г.Тамбова предоставить Митяниной Дарье Сергеевне и Сорокиной Анне Петровне вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 45 кв.м. в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
При этом суд первой инстанции, признавая право Сорокиной А.П. на предоставления жилого помещения по договору социального найма, исходил из того, что Сорокина А.А. является законным представителем Митяниной Д.С., невозможность проживания Митяниной Д.С. без законного представителя, наличия обязанности родителя проживать вместе с несовершеннолетними детьми и осуществлять за ними необходимый уход.
Однако отношения по предоставлению жилых помещений на условиях социального найма регулируются нормами ЖК РФ, и как следует из материалов дела администрацией г.Тамбова вопрос о принятии на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий Сорокиной А.П. с учетом требований ст. ст. 49, 51 ЖК РФ не разрешался, постановлением администрации г.Тамбова N 1715 от 18.10.2013г. Митянина Д.С. принята на учет с составом семьи один человек,
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О принятие на учет граждан является первым и необходимым условием последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом органы местного самоуправления, обязанные осуществлять учет всех категорий нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предоставляют жилые помещения из муниципального жилищного фонда лишь малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий по договору социального найма. Иное противоречило бы правовой природе установленных действующим правовым регулированием жилищных фондов и конституционному принципу самостоятельности органов местного самоуправления.
Следовательно, в этой части решение подлежит отмене с вынесением нового решения, обязать администрацию г. Тамбова предоставить Митяниной Д.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, площадью, соответствующей нормам предоставления жилплощади по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
Довод апелляционной жалобы, что меры социальной защиты граждан, которые признаются инвалидами, являются расходными обязательствами РФ в соответствии с вводной частью Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" противоречит требованиям статьи 84 Бюджетного кодекса РФ, в которой содержится перечень оснований возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 16 сентября 2015 года в части предоставления Митяниной Д.С. и Сорокиной А.П. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 45 кв.м. в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу отменить и в этой части вынести новое решение.
Администрацию г.Тамбова обязать предоставить Митяниной Д.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее предъявляемым к жилому помещению требованиям, площадью, соответствующей нормам предоставления жилплощади по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Тамбова- без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.