Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 24 сентября 2015 г. по делу N 33А-1676/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю.,
судей: Великановой А.В. и Манохина В.В.,
при секретаре Васильеве В.А., с участием заявителя Знатнова П.П., представителя Главнокомандующего ВВ МВД России Рычкова А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 30 июня 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления полковника Знатнова Павла Петровича об оспаривании действий Главнокомандующего ВВ МВД России и Центральной жилищной комиссии Главного командования ВВ МВД России (далее ЦЖК), связанных с принятием решения о распределении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Манохина В.В., объяснения заявителя в обоснование апелляционной жалобы, представителя должностного лица, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Знатнов проходит военную службу в Главном командовании ВВ МВД России и в установленном порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения. Его супруга также проходит военную службу и состоит в реестре участников накопительно-ипотечной системы с 24 июня 2009 года.
Решением ЦЖК от 15 апреля 2015 года Знатнову и членам его семьи (2 сыновьям: ФИО8) с учетом права заявителя на дополнительную площадь распределена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 82,2 кв.м.
Поскольку указанное жилое помещение предоставлено без учета супруги, как члена его семьи, Знатнов, полагая свои права нарушенными, обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение ЦЖК от 15 апреля 2015 года в части предоставления жилого помещения по адресу: "адрес", и отменить это решение.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления Знатнову отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять новое решение об удовлетворении его заявления.
В обоснование жалобы со ссылкой на п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Знатнов указывает, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами.
Считает, что п. 3 ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" предусмотрены основания для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников, то есть эта функция возложена именно на федеральный орган исполнительной власти, а не на военнослужащего.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сослался на то, что супруга заявителя является участником накопительно-ипотечной системы на основании выраженного ею желания, что исключает обеспечение ее жилым помещением в составе семьи военнослужащего. При этом супруга заявителя может реализовать право на жилище как военнослужащая, либо как член семьи военнослужащего при условии ее исключения из реестра участников накопительно-ипотечной системы.
Однако такой вывод суда не соответствует нормам материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 -ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 12 Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, участие супруги заявителя в накопительно-ипотечной системе не является достаточным основанием для вывода об отказе от обеспечения ее жилым помещением как члена семьи военнослужащего.
Напротив, из п. 3 ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 20.08.2004 г. N 117-ФЗ следует, что участие военнослужащего в данной системе не исключает возможность его обеспечения жилым помещением иным способом, что в свою очередь является основанием для исключения военнослужащего из реестра участников данной системы.
Из материалов дела видно, что Знатнов проходит военную службу в Главном командовании ВВ МВД России в воинском звании полковник. Состав его семьи 4 человека (он, супруга, два сына). Решением ЦЖК Главного командования ВВ МВД России от 15 апреля 2015 года Знатнову и членам его семьи (без учета супруги) распределена трехкомнатная квартира, общей площадью 82,2 кв.м.
При таких данных суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что решение ЦЖК от 15 апреля 2015 года о распределении Знатнову жилого помещения без учета его супруги как члена его семьи не нарушают прав заявителя.
На основании изложенного обжалуемое судебное решение не может быть признано законным в связи неправильным применением норм материального права, и подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь ст. 308, 311 и п. 2 ст. 309КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 30 июня 2015 года по заявлению Знатнова Павла Петровича в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
Заявление Знатнова П.П. удовлетворить.
Признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии Главного командования ВВ МВД России от 15 апреля 2015 года в части предоставления Знатнову П.П. жилого помещения по адресу: "адрес" без учета его супруги, как члена семьи, и обязать Центральную жилищную комиссию Главного командования ВВ МВД России это решение отменить.
Подписи
Верно
Председательствующий: С.Ю. Тюмин
Секретарь судебного заседания: В.А. Васильев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.