Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 15 октября 2015 г. по делу N 33А-1787/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
Председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Манохина В.В. и Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф., с участием представителя заявителя Степина ФИО11 - Лавриненко А.С., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника территориального отделения в Смоленской области - город Смоленск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отделение ЗРУЖО) Павловой Н.П., на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 24 июня 2015 г., которым частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N по контракту сержанта Степина ФИО12 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации и начальника Отделения ЗРУЖО, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и не предоставлением служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., объяснения представителя заявителя, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Степин, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 г., проходит службу в войсковой части N, которая дислоцируется в городе Смоленске, поселок Красный Бор, а до ноября 2012 г. дислоцировалась в городе Ельня Смоленской области. В 2004 г. Степину от Министерства обороны РФ на основании ордера было предоставлено жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв.м., находящееся по адресу: "адрес". В последующем вышеуказанное жилое помещение было передано в муниципальную собственность, а в 2009 г. между заявителем и Администрацией Ельнинского городского поселения Ельнинского района Смоленской области был заключен договор его социального найма. В связи с передислокацией воинской части и, соответственно, переводом Степина к новому месту службы, заявитель в марте 2015 г. сдал вышеуказанное жилое помещение в администрацию городского поселения. В связи со сдачей названного жилого помещения заявитель и члены его семьи (супруга и сын) 19 марта 2015 г. снялись с регистрационного учета по адресу его нахождения и зарегистрировались по адресу дислокации войсковой части N. Решением начальника Отделения ЗРУЖО от 8 февраля 2013 г. заявитель и члены его семьи были приняты на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения, однако до настоящего времени таковым не обеспечены. Кроме того, решением начальника Отделения ЗРУЖО от 9 апреля 2015 г. N N Степину отказано в принятии его и членов его семьи (супруги и сына) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ссылкой на то, что снявшись 19 марта 2015 г. с регистрационного учета из квартиры общей площадью "данные изъяты" кв.м. они добровольно ухудшили свои жилищные условия, в связи с чем в силу ст. 53 ЖК РФ не могут быть приняты на жилищный учет ранее истечения пяти лет со дня совершения указанных действий.
Полагая свои права нарушенными, Степин через своего представителя, обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать вышеуказанное решение начальника Отделения ЗРУЖО от 9 апреля 2015 г. N N об отказе ему и членам его семьи в принятии на учет нуждающихся жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным;
- обязать начальника Отделения ЗРУЖО принять его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма;
- обязать Министерство обороны Российской Федерации заключить с ним договор найма служебного жилого помещения по нормам и в порядке, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в городе Смоленске.
Гарнизонный военный суд заявление Степина удовлетворил частично.
Суд обязал начальника Отделения ЗРУЖО принять Степина и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Кроме того, суд присудил к взысканию с Отделения ЗРУЖО за счет довольствующего финансового органа - Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия", в пользу Степина 200 рублей, в возмещение судебных расходов.
В удовлетворении остальных требований Степину отказано.
В апелляционной жалобе руководитель Отделения ЗРУЖО, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым признать ее решение от 9 апреля 2015 г. N N законным.
В обоснование жалобы со ссылкой на положения п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" указывает, что Степин, ранее обеспеченный жильем для постоянного проживания в том же регионе, в котором в настоящее время проходит службу, не подлежит обеспечению жилым помещением в избранном постоянном месте жительства, поскольку не является увольняемым.
Отмечает, что Министерство обороны РФ лишено возможности предоставить освобожденную заявителем квартиру другому военнослужащему.
Обращает внимание на то, что заявитель изъявил желание получить жилищную субсидию.
В заключение жалобы указывает, что заявителю было предложено представить документы, необходимые для обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением в г. Смоленске, однако от этого предложения он отказался.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
Пунктом 17 Инструкции о порядке предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N N (далее - Инструкция) определено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению N 10 к настоящей Инструкции.
В соответствии с п. 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 Инструкции.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В силу ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан, с которыми должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что обязательным условием получения военнослужащим жилого помещения по договору социального найма по новому месту венной службы является сдача ранее предоставленного ему жилого помещения по прежнему месту службы.
Как видно из материалов дела, заявитель в связи с переводом к новому месту службы сдал ранее предоставленное ему жилое помещение по прежнему месту службы. При этом, поскольку действия заявителя и членов его семьи по снятию с жилищного учета в г. Ельне произведены в силу объективных причин, расцениваться в качестве добровольного ухудшения жилищных условий они не могут.
То обстоятельство, что ранее предоставленное Степину жилое помещение было сдано им не военному ведомству, не может являться препятствием к постановке заявителя и членов его семьи на жилищный учет, поскольку из материалов дела усматривается, что в период проживания заявителя и членов его семьи в вышеуказанном жилом помещении оно военным ведомством, то есть по независящим от заявителя причинам, было передано в муниципальную собственность.
Поскольку каких-либо данных о наличии у заявителя или членов его семьи других жилых помещений на праве собственности либо предоставленных по договору социального найма материалы дела не содержат, заявитель и члены его семьи могут претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма по месту прохождения заявителем военной службы.
В связи с изложенным суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу о том, что обжалованного заявителем решение начальника Отделения ЗРУЖО является незаконным а, следовательно, нарушающим право заявителя на жилье и обоснованно возложил на начальника Отделения ЗРУЖО обязанность по восстановлению нарушенных прав заявителя.
Довод автора жалобы о том, что заявитель не подлежит обеспечению жилым помещением в избранном постоянном месте жительства, поскольку не является увольняемым, не может быть принят во внимание, поскольку заявителем поставлен вопрос о предоставлении ему жилого помещения не в избранном постоянном месте жительства, а по месту прохождения военной службы.
Ссылка в жалобе на то, что заявитель изъявил желание получить жилищную субсидию, правового значения не имеет и не может быть принята во внимание, так как получение жилищной субсидии является одной из форм обеспечения военнослужащих жильем, для получения права на которое они должным быть предварительно признаны нуждающимися в нем.
Вместе с тем и поскольку гарнизонным военным судом Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия" не было привлечено к участию в деле, в связи с нарушением норм процессуального права, а именно ч. 3 ст. 40 и ч. 1 ст. 246 ГПК РФ, решение суда первой инстанции в части взыскания с него в пользу заявителя судебных расходов подлежит отмене.
При этом заявитель имеет право вновь обратиться в суд с заявлением о возмещении понесенных судебных расходов в порядке, предусмотренном КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 24 июня 2015 г. по заявлению Степина ФИО9 в части присуждения к взысканию с территориального отделения в Смоленской области - город Смоленск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации за счет довольствующего финансового органа - Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия", в пользу Степина ФИО10 200 рублей, в возмещение судебных расходов, в связи с нарушением норм процессуального права, отменить.
В остальной части вышеуказанное решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника территориального отделения в Смоленской области - город Смоленск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно
Председательствующий С.Ю. Тюмин
Секретарь судебного заседания Л.Ф. Урманчеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.