Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 05 ноября 2015 г. по делу N 33А-1907/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Файзуллине Р.Х., с участием представителя заявителя по доверенности - ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя должностного лица по доверенности - ФИО6 на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 27 августа 2015 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего ФГКВОУ ВПО "Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова" Министерства обороны Российской Федерации (далее - РВВДКУ) старшего прапорщика Тригубенко ФИО13 об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Рязань) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье"), связанных с отказом во включении заявителя в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., а также объяснения представителя заявителя, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, Тригубенко проходит военную службу по контракту в РВВДКУ, дислоцирующемся в "адрес". 29 июня 2015 года решением начальника отделения "Западрегионжилье" заявителю с дочерью 2006 года рождения было отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений, в связи с их обеспеченностью постоянным жильем в близлежащем населенном пункте, а также непредставлением справки о сдаче жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту службы. Полагая, что такими действиями его права были нарушены, Тригубенко обратился в суд с заявлением, в котором просил признать отказ начальника отделения "Западрегионжилье" от 29 июня 2015 года в предоставлении ему служебного жилого помещения необоснованным, отменив соответствующее решение, а также возложить на указанное должностное лицо обязанность признать его нуждающимся в получении служебного жилого помещения с составом семьи 2 человека.
Суд первой инстанции заявление Тригубенко удовлетворил.
В апелляционной жалобе Медина, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы представитель начальника отделения "Западрегионжилье", ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применением норм материального права, указывает, что служебные жилые помещения предоставляются не всем военнослужащим, а только тем, которые не обеспечены жильем в соответствующем населенном пункте, где располагается воинская часть, или в непосредственной близости от него. Тригубенко не может быть включен в список на предоставление служебных жилых помещений, так как обеспечен в близлежащем населенном пункте от места прохождения военной службы постоянным жильем - с 2008 года зарегистрирован в квартире, принадлежащей на праве собственности его сестре, и, соответственно, является членом семьи собственника жилого помещения. Письменное же соглашение военнослужащего с сестрой о его временной регистрации по месту жительства юридического значения для рассмотрения данного дела не имеет, поскольку оно к заявлению о постановке на жилищный учет не прикладывалось и должностным лицом не рассматривалось.
Автор жалобы полагает, что заявитель, как обеспеченный жилым помещением в близлежащем населенном пункте, не пребывал к новому месту службы, с 9 декабря 2009 года зарегистрировавшись по месту пребывания по юридическому адресу РВВДКУ и арендовав квартиру в "адрес", создал искусственные условия для обеспечения его служебным жилым помещением, что, в свою очередь, является одной из форм злоупотребления правом, предусмотренного ст. 10 ГК РФ.
Кроме того, представитель должностного лица обращает внимание, что военнослужащим при подаче заявления в структурное подразделение уполномоченного органа не приложена справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением). Выводы же суда о доказанности факта необеспеченности заявителя служебным жилым помещением по прежним местам службы, основанные на показаниях свидетелей и представителя заявителя, нарушают принцип правой определенности, так как противоречат требованиям Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Из содержания ч. 1 ст. 92 ЖК РФ следует, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, и служебные жилые помещения.
Частью ч. 2 ст. 99 ЖК РФ определено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им служебных жилых помещений, приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 утверждена соответствующая Инструкция, в п.п. 2 и 8 которой закреплено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладывают, помимо прочего, и справку о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).
Военнослужащим, ранее обеспеченным служебными жилыми помещениями в близлежащих населенных пунктах, предоставляются по мере возможности служебные жилые помещения по месту прохождения военной службы в соответствии с настоящей Инструкцией.
Анализ вышеприведенного законодательства позволяет придти к выводу, что основанием для включения военнослужащих в список на предоставление служебных жилых помещений является их необеспеченность по месту прохождения военной службы каким-либо жильем. Наличие же жилой площади в близлежащем к месту прохождения военной службы населённом пункте не препятствует военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации в реализации права на обеспечение служебным жильём по месту дислокации воинской части.
Из имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе, справки РВВДКУ от 23 июля 2015 года N 1141, выписки из послужного списка заявителя по состоянию на 23 июля 2015 года, копии его паспорта, копии свидетельства о государственной регистрации права от 4 июля 2007 года, а также справки Рязанского филиала "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" следует, что Тригубенко А.В. в период с 28 ноября 1997 года по 8 мая 1998 года являлся курсантом 2 школы техников автомобильной службы войсковой части 22233, дислоцировавшейся в "адрес", а с 8 мая 1998 года - проходит военную службу по контракту в РВВДКУ. К членам семьи военнослужащего относится его дочь - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения. 8 апреля 2008 года заявитель был зарегистрирован в жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес", которое принадлежит на праве собственности его сестре ФИО9 Ни сам заявитель, ни его дочь жилого помещения для постоянного проживания в "адрес" не имеют.
Согласно копии уведомления начальника отделения "Западрегионжилье" от 29 июня 2015 года N 62-51-15/34, военнослужащему отказано во включении его с дочерью ФИО8 2006 года рождения, в список на предоставление служебных жилых помещений, по основаниям указанным в возражениях.
Таким образом, поскольку Тригубенко по месту прохождения военной службы каким-либо жилым помещением не обеспечен, то вопреки доводу жалобы, суд первой инстанции по существу пришел к верному выводу о незаконности оспариваемого заявителем решения, обоснованно возложив на начальника отделения "Западрегионжилье" обязанность отменить его и повторно рассмотреть вопрос о признании военнослужащего нуждающимся в получении служебного жилого помещения.
Доводы же автора жалобы о том, что служебные жилые помещения предоставляются не всем военнослужащим, а только тем, которые не обеспечены жильем, в том числе, и в непосредственной близости от населенного пункта, в котором они проходят военную службу, суд находит не основанными на законе.
Что касается доводов о невозможности включения заявителя в список нуждающихся в служебных жилых помещениях в силу не предоставления им справки о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением), то учитывая утверждение военнослужащего о не выделении ему такового, а также не предоставление должностным лицом доказательств обратного, суд считает их не состоятельными, так как вышеприведенная Инструкция не содержит подобного основания для отказа в постановке военнослужащего на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Кроме того, структурное подразделение уполномоченного органа, в силу положений ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, а также Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", не лишена возможности самостоятельно запросить необходимые для принятия решения сведения.
Утверждения Мединой о злоупотреблении Тригубенко правом, выразившемся в регистрации его по месту пребывания по юридическому адресу РВВДКУ и аренде квартиры в "адрес", чем якобы созданы искусственные условия для обеспечения служебным жилым помещением, во внимание судом приняты быть не могут, поскольку в силу вышеизложенного не являются юридически значимыми по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 27 августа 2015 года по гражданскому делу по заявлению Тригубенко ФИО14. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя начальника отделения "Западрегионжилье" - без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Караблин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.