Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 12 ноября 2015 г. по делу N 33А-1965/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Болотниковой В.А., с участием заявителя Вороницкого ФИО15 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 16 июля 2015 года, которым было отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части 41520 подполковника Вороницкого ФИО14 об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение "Западрегионжилье"), связанных со снятием члена семьи заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Дзадзиева Д.А., а также объяснения заявителя в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, Вороницкий, имеющий общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 30 лет, в настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части 41520 и состоит с членами семьи на жилищном учете. 16 июля 2015 года начальником отделения "Западрегионжилье" в адрес заявителя было направлено уведомление N 37-19/926/15 об исключении из единого реестра военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях, сына его жены - ФИО1, 1995 года рождения, как достигшего совершеннолетнего возраста и с 10 февраля 2015 года не обучающегося в каких-либо образовательных учреждениях. Полагая, что такими действиями его права были нарушены, военнослужащий обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение начальника отделения "Западрегиожилье" об исключении сына жены - ФИО1, 30 ноября 1995 года рождения, как члена его семьи, из единого реестра военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления Вороницкого отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на нарушение норм материального права, указывает, что суд не принял во внимание тот факт, что в соответствии с требованиями законодательства он с членами семьи должен был быть обеспечен жилым помещением в течение трех месяцев со дня прибытия к новому месту службы. Кроме того, решением Московского гарнизонного военного суда от 10 июля 2008 года на командира воинской части была возложена обязанность по обеспечению его жильем вне очереди.
Также автор жалобы отмечает, что жилищное законодательство не содержит такого основания для исключения граждан из списков, нуждающихся в получении жилых помещений, как достижение совершеннолетия.
Заявитель обращает внимание, что судом первой инстанции не допрошены супруга и её сын по вопросам места жительства последнего, и разрешены права лиц, без их привлечения к участию в деле.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Отказывая в удовлетворении заявления Вороницкого, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также нормами ЖК РФ, пришел к выводу, что военнослужащий совместно с сыном жены не проживает, доказательства об обратном заявителем в суд не представлены, в имеющихся в материалах дела копиях договоров найма жилого помещения за 2014 год ФИО1 не указан. Кроме того, он уже достиг совершеннолетнего возраста, трудоспособен, не имеет инвалидности и заболеваний, не обучается по очной форме в образовательных учреждениях, а также не является родственником самого Вороницкого.
Однако, судом без внимания было оставлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены в статьей 51 ЖК РФ.
Таким образом, в зависимости от наличия у довольствующего органа свободных жилых помещений военнослужащие обеспечиваются жильем из жилищного фонда социального использования, специализированного жилищного фонда, а также жилищного фонда коммерческого использования путем выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Пунктом 5 статьи 2 Закона определено, что к членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные в данном законе социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Вместе с тем, согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.
Жилищным кодексом Российской Федерации в полном объеме вопросы найма (поднайма) жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования не урегулированы.
Как установлено статьей 7 ЖК РФ, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Статьей 1 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений.
В пункте 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ закреплено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, и служебные жилые помещения.
Согласно пункту 6 статьи 100 ЖК РФ, в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
В тоже время, Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит прямого указания, кто относится членами семьи нанимателя служебного жилого помещения.
Из содержания пп. "д" п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что поскольку типовыми договорами найма специализированных жилых помещений нанимателю предоставлено право пользоваться жилым помещением вместе с членами семьи, он вправе вселить в это жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи (например, супруга, детей, родителей) с соблюдением требований, установленных статьей 70 ЖК РФ.
Статьей 70 ЖК РФ установлено, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Как указанно в пунктах 26 и 27 вышеприведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14, с целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ) частью 1 статьи 70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем, несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
Исчерпывающий перечень оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях закреплен в ст. 56 ЖК РФ.
Анализ вышеизложенного законодательства позволяет придти к выводу, что в случае если право военнослужащего на обеспечение жильем реализуется путем выплаты ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, то к членам его семьи - нанимателя жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, относятся, в том числе, и вселённые им несовершеннолетние дети других членов его семьи, проживающих в данном жилом помещении, при условии их совместной регистрации по адресу воинской части. Сам по себе же факт достижение такими детьми совершеннолетнего возраста не является основанием для снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Как видно из имеющихся в материалах дела копии послужного списка заявителя и справ войсковой части 41520 от 3 июля 2015 года N 17/109, подполковник Вороницкий ФИО16 находится на военной службе с августа 1978 года, с августа 1998 года проходит военную службу по контракту в воинских частях, дислоцирующихся в "адрес", а с апреля 2014 года состоит в распоряжении командира войсковой части 41520.
Копии свидетельства заключения брака подтверждается, что 4 декабря 2006 года заявитель заключил брак с гражданкой ФИО8
Согласно справке войсковой части 41520 от 4 июля 2015 года N 17/160, а также копиям паспортов заявителя и сына его жены, в личном деле военнослужащего в качестве членов его семьи указаны супруга, её дети: ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО17. ДД.ММ.ГГГГ рождения, а также её внучка ФИО10 16 сентября 2014 года рождения. Жена ФИО2 и её дети, включая ФИО11, с 2006 года регистрировались вместе с заявителем по адресам воинских частей.
Действительно, как верно указал суд первой инстанции, в представленных заявителем копиях договоров найма жилых помещений от 1 января и ДД.ММ.ГГГГ сын жены ФИО1 не отражен. В тоже время, вопреки выводу гарнизонного суда, данные документы содержат ссылку на количество лиц совместно проживающих с Вороницким, которое совпадает с количественным составом семьи военнослужащего в 2014 году - 4 человека.
Кроме того, судом не дана оценка договору найма 2015 года, в котором ФИО1 указан, как член семьи нанимателя Вороницкого.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что ФИО1, будучи несовершеннолетним членом семьи нанимателя жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, был вселен заявителем в квартиру на законных основаниях, уполномоченным органом поставлен на жилищный учет в качестве члена семьи военнослужащего, а также, что в настоящее время он зарегистрирован с Вороницким по адресу воинской части, проживает совместно с ним и ведет общей хозяйство, то право состоять на учете нуждающихся в жилых помещения в качестве члена семьи заявителя им не утрачено, в связи с чем, оспариваемые военнослужащим действия структурного подразделения уполномоченного органа являются незаконными.
Те обстоятельства, что сын жены достиг совершеннолетнего возраста, трудоспособен, не имеет заболеваний, прекратил обучение в учебном заведении и не является родственником заявителя, в силу вышеизложенного, юридически значимыми по настоящему делу не являются.
Таким образом, принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильным применением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ судебная коллегия
определила:
Решение Ивановского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по заявлению Вороницкого ФИО19 об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием члена семьи заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - отменить, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение.
Заявление Вороницкого ФИО20 удовлетворить.
Признать незаконными действия начальника отделения (территориального, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанные с исключением сына жены - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как члена семьи Вороницкого ФИО21 из единого реестра военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать начальника отделения (территориального, г. Иваново) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации включить ФИО22, N рождения в качестве члена семьи Вороницкого ФИО23 в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в получении жилых помещений.
Председательствующий А.А. Караблин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.