Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 26 ноября 2015 г. по делу N 33А-2021/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Балабанова Н.Н., Дзадзиева Д.А.,
при секретаре Болотниковой В.А., с участием заявителя Федорова ФИО11 представителей командира войсковой части N по доверенности ФИО12., а также прокурора - военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции Гаджиметова Т.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N - ФИО13. на решение Тверского гарнизонного военного суда от 4 сентября 2015 года, которым частично удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части 96778 прапорщика запаса Федорова Сергея Николаевича об оспаривании действий командира войсковой части 14245, а также ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") и начальника отделения (территориальное, г. Тверь) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение ФГКУ "Западрегионжилье"), связанных с исключением заявителя из списков личного состава части и не обеспечением его жилым помещением по избранному месту жительства.
Заслушав доклад судьи ФИО2, объяснения представителей заинтересованного лица в обоснование апелляционной жалобы, заявителя, возражавшего против ее удовлетворения, и заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда отменить, а апелляционную жалобу - удовлетворить, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда, Федоров в 2006 году был уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Решением 95 гарнизонного военного суда от 15 июля 2007 года заявитель восстановлен в списках личного состава и на командование, в числе прочего, была возложена обязанность исключить военнослужащего из списков личного состава части после обеспечения его жильем по избранному месту жительства, в установленном порядке. В марте 2015 года Федорову распределено жилое помещение не по избранному им месту жительства - в "адрес", а в "адрес", общей площадью превышающей норму предоставления, от получения которого в силу отсутствия денежных средств на доплату за превышение он отказался. Поскольку военнослужащий отказался и от получения жилищной субсидии, то приказом командира войсковой части 14245 от 15 июля 2015 года он был исключен из списков личного состава части. Полагая, что его права были нарушены, так как на день исключения из списков личного состава он не был обеспечен ни жилым помещением по избранному месту жительства, ни вещевым имуществом, а оспариваемые действия командира войсковой части N противоречат требованиям действующего законодательства и решению 95 гарнизонного военного суда, Федоров обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил:
-признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с исключением его из списков личного состава части без обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства;
-признать незаконными действия ФГКУ "Западрегионжилье", связанные с не обеспечением его жилым помещением по избранному месту жительства;
-обязать командира войсковой части N отменить изданный им 15 июня 2015 года приказ N 111 в части, касающейся исключения его из списков личного состава части;
-обязать ФГКУ "Западрегионжилье" и начальника отделения ФГКУ "Западрегионжилье" обеспечить его жилым помещением по избранному месту жительства до исключения из списков личного состава части.
Кроме того, заявитель просил возместить ему судебные расходы, связные с уплатой государственной пошлины и оплатой услуг представителя.
Суд первой инстанции заявление ФИО1 удовлетворил частично, обязав командира войсковой части N отменить изданный им приказ от 15 июня 2015 года N 111 в части, касающейся исключения заявителя из списков личного состава части, а также взыскав с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области" в его пользу судебные расходы в сумме 5 200 руб.
В апелляционной жалобе представитель командира войсковой части 14245, не соглашаясь с судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы она, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, указывает, что право Федорова на обеспечение жилым помещением нарушено не было, так как на день исключения из списков личного состава части он являлся обеспеченным служебным жилым помещением по нормам, предусмотренным действующим законодательством. После исключения из списков личного состава части заявитель самостоятельно ухудшил свои жилищные условия, сдав занимаемое им служебное жилье.
Также автор жалобы обращает внимание на то, что Федоров, имея вступившее в законную силу решение 95 гарнизонного военного суда от 15 января 2007 года, на протяжении 9 лет злоупотребляет своим правом, не исполняет обязанности военной службы и преследует корыстную цель в получении денежного довольствия. Министерство обороны Российской Федерации не располагает жилыми помещениями в "адрес", в связи с чем обеспечить военнослужащего жильем в избранном месте жительства не представлялось возможным. По этой причине Федорову структурным подразделением уполномоченного органа неоднократно предлагались как жилые помещения в "адрес", так и жилищная субсидия, но от их получения он отказывался.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Частично удовлетворяя заявление Федорова, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также нормами процессуального законодательства, пришел к выводу, что принятые 95 гарнизонным военным судом постановления, которыми установлено право заявителя на исключенние из списков личного состава части лишь после обеспечения его жильем, сохраняют свою силу и обязательны к исполнению для всех без исключения должностных лиц. Поскольку исключение военнослужащего из списков личного состава части было поставлено судом в зависимость именно от факта обеспеченности ФИО1 жильем для постоянного проживания, а не от категории должностного лица, пользующегося правом на совершение такого действия, то командир войсковой части 14245 не вправе нарушать порядок исполнения вступившего в законную силу решения суда.
Однако, судом без внимания было оставлено следующее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и подпунктом "а" пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Пунктом 14 статьи 15 указного Закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу, что законодательный запрет на увольнение с военной службы распространяется лишь на военнослужащих, претендующих на получение жилья по последнему месту военной службы, а так же на тех, которые пожелали получить жилые помещения по избранному месту постоянного жительства, при условии не обеспеченности их жилым помещением по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Иное толкование абзаца 2 пункта 1 статьи 23 приведенного Закона уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из Закона такое равенство не вытекает.
Из содержания статьи 10 ГК РФ следует, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела копии послужного списка заявителя, а также справки войсковой части N от 1 декабря 2014 года N 343, прапорщик Федоров ФИО14 находился на военной службе с ноября 1987 года. С октября 1994 года он проходил военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцирующейся в "адрес". В его личном деле в качестве члена семьи записана жена - ФИО15
Личной карточкой очередника по состоянию на 19 августа 2015 года подтверждается, что военнослужащий с составом семьи два человека состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, субъектом избранного места жительства является "адрес" и "адрес".
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 14245 от 29 июня 2006 года N 010-ПМ, заявитель 29 июля 2006 года был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно копии решения 95 гарнизонного военного суда от 15 января 2007 года, заявление Федорова, в силу необеспеченности его каким-либо жилым помещение ни по месту военной службы, ни по избранному месту жительства, было удовлетворено частично. Суд признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с исключением заявителя из списков личного состава части без обеспечения жильем по избранному месту жительства, и на командира войсковой части N возложил обязанность, в том числе, восстановить заявителя в списках личного состава части, обеспечив положенными видами довольствия до даты восстановления в списках части, а также исключить военнослужащего из списков личного состава части после обеспечения его жильем по избранному месту жительства, в установленном порядке. Также суд обязал командование устранить нарушения при распределении заявителю служебного жилья и распределить ему жилье установленным законом порядком.
Как видно из копии договора найма служебного жилого помещения от 10 сентября 2007 года N 72, Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства на основании решения собственника о предоставлении жилого помещения - списка распределенной жилой площади по войсковой части N предоставило Федорову с супругой во владение и пользование жилое помещение общей площадью 30.9 кв.м. по адресу: "адрес"
Факт регистрации и проживания заявителя в указанном жилом помещении нашёл свое подтверждение в справке ЗАТО Озерный от 12 декабря 2014 года N 4728.
Из содержания копии заявления Федорова от 22 декабря 2014 года, поданного на имя начальника отделения ФГКУ "Западрегионжилье", следует, что военнослужащему в 2010 и в 2011 годах трижды предлагались жилые помещения для постоянного проживания в "адрес", однако в силу того, что, по мнению заявителя, они находились не в избранном им месте жительства, он от их получения отказывался.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от 15 июня 2015 года N111, военнослужащий войсковой части N прапорщик ФИО1 исключен из списков личного состава части с 16 июня 2015 года.
Копиями справок администрации ЗАТО Озерный от 28 июля 2015 года N 115, а также от 18 августа 2015 года N 1195 подтверждается, что 28 июля 2015 года заявителем сдано занимаемое им служебное жилое помещение. Администрацией ЗАТО уведомление Фёдорову о необходимости освобождения им служебного жилого помещения не направлялось, с исковым заявлением о его выселении в судебные органы не обращалась.
Таким образом, поскольку Федоров на день исключения из списков личного состава части по месту прохождения военной службы был обеспечен служебным жилым помещением по нормам действующего законодательства и признан в установленном законом порядке нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, в 2010 - 2011 годах военнослужащему неоднократно предлагались жилые помещения для постоянного проживания в избранном им субъекте - в "адрес", от получения которых он отказался, что, в свою очередью, необходимо расценить, как злоупотребление правом, суд, учитывая вышеизложенное, каких-либо нарушений в действиях командира войсковой части 14245, связанных с изданием приказа об исключении заявителя из списков личного части, не находит.
Доводы Федорова о том, что решение 95 гарнизонного военного суда не исполнено, суд считает не состоятельными, так как после принятия такого решения жилищное положение военнослужащего было изменено, он был обеспечен по месту службы жилым помещением, и обстоятельства, препятствующие его исключению из списков личного состава части, отпали.
Поскольку бывшим военнослужащим не представлено в суд каких-либо доказательств о выселении его из занимаемого служебного жилого помещения, а также учитывая положения статьи 15 Закона и пункта 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года N 487, определяющего, что жилищный договор расторгается в случае досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, то доводы автора жалобы об обеспеченности служебным жильем лишь на период службы, суд находит не состоятельными.
Добровольная же сдача Федоровым служебного жилья через месяц после исключения его из списков личного состава части, на законность оспариваемого приказа влиять не может.
Что же касается вопроса необеспеченности бывшего военнослужащего на день исключения из списков личного состава части вещевым имуществом, то принимая во внимание, что командование части не отказывало заявителю в обеспечении таковым, а самим Федоровым подобное требование не заявлялось, суд полагает, что данное обстоятельство не может служить основанием для его восстановлении в списках личного состава части.
При таких обстоятельствах, принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене в части оспаривания действий командира войсковой части N, связанных с изданием приказа об исключении заявителя из списков личного состава части, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 4 сентября 2015 года по гражданскому делу по заявлению Федорова ФИО16 в части оспаривания действий командира войсковой части N, связанных с изданием приказа об исключении заявителя из списков личного состава части, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильным применением норм материального права, - отменить и принять по делу в этой части новое решение.
В удовлетворении заявления Федорова ФИО17 в части оспаривания действий командира войсковой части N, связанных с изданием приказа об исключении заявителя из списков личного состава части, отказать.
В остальной части решение Тверского гарнизонного военного суда от 4 сентября 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий А.А. Караблин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.