судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Овчаренко А.Н.,
судей Гордеевой Н.В., Репиной Е.В.,
при секретаре Аблязове Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе военного комиссариата Пензенской области на решение Каменского городского суда Пензенской области от 06 июля 2015 года, которым постановлено:
"Признать незаконным решение ВРИО военного комиссара Пензенской области об отказе Каргаполову В.С. в авансировании проезда в военный санаторий и обратно",
заслушав доклад судьи Овчаренко А.Н., объяснения представителя административного ответчика - военного комиссариата Пензенской области - Поповой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей решение суда отменить, объяснения административного истца - Каргаполова В.С., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, просившего решение суда оставить без изменения,
УСТАНОВИЛА:
Каргаполов В.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ВРИО военного комиссара Пензенской области об отказе в авансировании проезда в военный санаторий и обратно и возложении обязанности восстановить его нарушенное право, мотивируя свои требования тем, что 18 мая 2015 года он обратился с заявлением к военному комиссару Пензенской области по вопросу авансирования проезда в военный санаторий и обратно. ВРИО военного комиссара Пензенской области было принято решение N 58/6/747 от 20 мая 2015 года об отказе в соблюдении указанного права заявителя. Считал данный отказ незаконным, поскольку ему, как гражданину, уволенному с военной службы, в силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 года N 354 гарантировано право на получение денежных средств перед осуществлением проезда в военный санаторий. Ранее, в том числе в 2014 году, указанное право заявителя не нарушалось.
По указанным основаниям, Каргаполов В.С. просил суд признать решение ВРИО военного комиссара Пензенской области об отказе в соблюдении его права на авансирование проезда в военный санаторий и обратно незаконным и обязать военного комиссара Пензенской области восстановить его нарушенное право на авансирование проезда в санаторий и обратно.
Определением Каменского городского суда Пензенской области от 06 июля 2015 года производство по делу в части требований о восстановлении права на авансирование проезда в военный санаторий и обратно прекращено в связи с отказом Каргаполова В.С. от требований в данной части.
Рассмотрев заявление Каргаполова В.С. в оставшейся части, Каменский городской суд Пензенской области постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней военный комиссариат Пензенской области просил отменить данное решение, по тем основаниям, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок возмещения расходов к месту санаторно-курортного лечения офицерам, уволенным с военной службы, а также нарушены нормы процессуального права, определяющие порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, связанных с оспариванием решений органов государственной власти и их должностных лиц.
В письменных возражениях административный истец Каргаполов В.С. считал доводы апелляционной жалобы необоснованными, просил отказать в ее удовлетворении, а решение суда оставить без изменения.
С учетом того, что данное дело было рассмотрено судом первой инстанции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, рассмотрение указанной апелляционной жалобы в силу положений ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ производится судом апелляционной инстанции по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Как следует из обстоятельств дела, и было установлено судом, Каргаполов В.С. 24 октября 1994 года уволен с военной службы по состоянию здоровья с зачислением в запас, имеет офицерское звание (майора) и выслугу лет: календарную - "данные изъяты"; в льготном исчислении - "данные изъяты".
18 мая 2015 года Каргаполов В.С. обратился к военному комиссару Пензенской области с заявлением о выдаче ему денежных средств в сумме "данные изъяты" рублей для приобретения проездных документов для следования на санаторно-курортное лечение с "данные изъяты" года в филиал "данные изъяты" Министерства обороны Российской Федерации г. Владивосток и обратно.
Письмом военного комиссариата Пензенской области N 58/6/747 от 20 мая 2015 года Каргаполову В.С. было сообщено, что выдача денежных средств для авансирования указанных расходов действующим законодательством не предусмотрена; при приобретении им проездных документов на транспорт общего пользования для следования в санаторно-курортное учреждение и обратно сумма денежных средств, затраченных им на приобретение проездных документов, будет возмещена ему при предъявлении соответствующих документов.
Положениями пунктов 5, 9 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год).
Расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества, определен Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 2000 года N354.
В соответствии с п. 5 указанного Постановления Правительства РФ Министерству обороны Российской Федерации предписано выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.
Проездные и перевозочные документы для проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), а также перевоза их личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в обмен на воинские перевозочные документы установленной формы выдаются транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Удовлетворяя заявление Каргаполова В.С. и признавая оспариваемое решение военного комиссариата Пензенской области незаконным, суд руководствовался данным пунктом Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 года N 354 и исходил из того, что в силу этой нормы заявителю, как лицу, имеющему право на проезд на безвозмездной основе, гарантирована предварительная выдача денежных средств на приобретение проездных документов до фактического осуществления проезда.
Между тем, судом не учтено то обстоятельство, что пункт 5 Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 года N354 распространяет свое действие на лиц, которым выдаются воинские перевозочные документы (либо заменяющие их денежные средства), являющиеся предварительной формой обеспечения безвозмездного проезда, и положения данного пункта должны применяться в системной взаимосвязи с иными нормами, регулирующими спорные правоотношения.
Так, пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2000 года N354 установлено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более независимо от основания увольнения, - на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Пунктом 6 названного Постановления Правительства РФ на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по возмещению расходов военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет.
В соответствии с п. 1 Приказа Министра обороны РФ от 08 июня 2000 года N300 должностные лица Министерства обороны, в том числе военные комиссары возмещают военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников).
В соответствии с п. 54 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 06 июля 2001 года N 200 (в редакции, действовавшей до 11 августа 2010 года) офицерам, уволенным с военной службы, предусматривалась выдача воинских перевозочных документов как предварительной формы обеспечения безвозмездного проезда.
Вместе с тем, в настоящее время право указанной категории лиц на получение воинских перевозочных документов упразднено и согласно действующей редакции пункта 54 названного Руководства (в редакции Приказа Министра обороны РФ от 11 августа 2010 года N 1080) офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, возмещаются расходы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Указанные расходы возмещаются военными комиссариатами за счет средств, предусмотренных в сводной бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации на социальное обеспечение уволенных военнослужащих (статья 006226 Классификации расходов по бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации).
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами, имеющими специальное правовое регулирование, офицерам, уволенным с военной службы, к числу которых отнесен административный истец, не предусмотрена выдача воинских перевозочных документов (либо заменяющих их денежных средств) в виде предварительной формы обеспечения безвозмездного проезда, как ошибочно полагал суд; указанной категории лиц гарантируется возмещение понесенных ими расходов на проезд (приобретение ими проездных документов).
Данный порядок реализации права на безвозмездный проезд в отношении граждан, уволенных с военной службы, также содержится в указаниях подразделений Министерства обороны РФ, доведенных до сведения военных комиссариатов телеграммами вышестоящих органов военного управления, которые были представлены административным ответчиком в ходе апелляционного рассмотрения дела.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что Военным комиссариатом Пензенской области при принятии оспариваемого решения не было нарушено гарантируемое административному истцу право на возмещение понесенных им расходов на проезд (приобретение проездных документов), у суда отсутствовали предусмотренные ст. 258 ГПК РФ основания для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, как постановленное с нарушением норм материального права, в связи с чем, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Каргаполова В.С.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каменского городского суда Пензенской области от 06 июля 2015 года отменить, апелляционную жалобу военного комиссариата Пензенской области удовлетворить, принять по делу новое решение, в соответствии с которым, в удовлетворении заявления Каргаполова В.С. об оспаривании решения военного комиссариата Пензенской области от 20 мая 2015 года N58/6/747 отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.