Судья Смоленского областного суда Холикова Е.А. при секретаре Смородиной А.В., рассмотрев жалобу представителя администрации муниципального образования "Велижский район" Смоленской области Федоровой Е.А. на решение судьи Велижского районного суда Смоленской области от 03 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования "Велижский район" Смоленской области,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области Радзимовской А.А. от (дата) администрация муниципального образования "Велижский район" Смоленской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде "данные изъяты"
Решением Велижского районного суда Смоленской области от 03.11.2015 указанное постановление изменено, администрации муниципального образования "Велижский район" Смоленской области назначено наказание с применением ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде "данные изъяты"
В жалобе представитель администрации муниципального образования "Велижский район" Смоленской области Федорова Е.А. просит решение суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом не учтены обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, его характером и последствиями, степень вины администрации муниципального образования "Велижский район" Смоленской области. Кроме того, полагает, что административное правонарушение является малозначительным, поскольку деятельность администрации муниципального образования "Велижский район" Смоленской области не причиняет вреда окружающей среде и населению.
Изучив материалы дела, заслушав объяснение старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области Радзимовской А.А. и ее представителя Егорова П.А., проверив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Федеральный закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (ч. 2).
На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (ч. 3).
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно ст. 26 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении администрация МО "Велижский район" Смоленской области к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства.
Как установлено судом и подтверждено материалами настоящего дела, (дата) в отношении администрации МО "Велижский район" Смоленской области, осуществляющей свою хозяйственную деятельность на площадке, расположенной по адресу: ... , старшим государственным инспектором Росприроднадзора составлен протокол об административном правонарушении N и акт проверки N, согласно которым в период с (дата) по (дата) при проведении плановой выездной проверки выявлены нарушения ст. 11, п.п. 2, 3 ст. 14, п. 1 ст. 15, п.п. 1, 2, 3 ст. 18, п.п. 1, 2 ст. 19, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В администрации МО "Велижский район" Смоленской области не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не установлен лимит на размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду; не составлены паспорта на отходы 1-4 классов опасности по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов 1-4 класса опасности" и приказа Минприроды России от 30.09.2011 N792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов"; отсутствуют сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, отчетность по форме 2-ТП (отходы) администрация МО "Велижский район" Смоленской области за 2014 год; не организован и не ведется учет образования и движения отходов; отсутствуют имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-1V класса опасности лица, которые допущены к работе с отходами I-1V класса опасности; не назначено ответственное лицо за организацию работы по обращению с отходами производства и потребления.
На территории администрации МО "Велижский район" Смоленской области место (площадка) временного накопления отходов не соответствует действующим требованиям законодательства (отсутствует твердое покрытие, нарушена целостность контейнеров, отсутствуют крышки на контейнерах). В подвальном помещении здания администрации МО "Велижскнй район" Смоленской области ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (1 класс опасности) хранятся, открыто в углу помещения.
Действия юридического лица администрации МО "Велижскнй район" Смоленской области квалифицированы должностным лицом по ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Факт административного правонарушения и вина администрации МО "Велижский район" Смоленской области в его совершении подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N от (дата) , в котором изложено существо правонарушения; актом проверки N от (дата) ; приказом N от (дата) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области о проведении плановой выездной проверки администрации МО "Велижский район" Смоленской области; предписаниями от (дата) N N об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, фотографиями и другими материалами дела.
Оценив все доказательства в их совокупности в соответствии со ст.ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации МО "Велижский район" Смоленской области состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание назначено с применением положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере половины штрафа, предусмотренного санкцией ст.8.2 КоАП РФ для юридических лиц и является справедливым.
Вопрос о применении положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был предметом рассмотрения судьей районного суда, оснований для признания деяния малозначительным судья не усмотрел, о чем в своем решении мотивированно отказал.
Не усматривается таких оснований и при рассмотрении настоящей жалобы, т.к. данное правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Иные доводы жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств дела.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
решил:
Решение судьи Велижского районного суда Смоленской области от 03 ноября 2015 года, вынесенное в отношении администрации муниципального образования "Велижский район" Смоленской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу представителя администрации муниципального образования "Велижский район" Смоленской области Федоровой Е.А. - без удовлетворения.
Судья Е.А. Холикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.