Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи: Криволаповой Е.А.
судей: Осиповой И.Г., Тепловой Т.В.,
при секретаре судебного заседания: Калининой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кобылиной Е.Н. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 августа 2015 года по гражданскому делу по иску Кобылиной Елены Николаевны к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным отказа о включении в списки граждан, имеющих право на получении звания "Ветеран труда",
по докладу Криволаповой Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Кобылина Е.Н. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным отказа комиссии по спорным вопросам, возникающим при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края" Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края о включении ее в списки лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", обязании Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края включения ее в списки лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является сотрудником государственного учреждения ? Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Благодарненскому району Ставропольского края. Ее общий трудовой стаж составляет 31 год, из них 23 года она работает в системе государственного Пенсионного фонда Российской Федерации. За многолетний и добросовестный труд истица неоднократно поощрялась наградами различного достоинства, в том числе краевых органов власти и наградами Правления ПФР. В 2003 за заслуги в области пенсионного обеспечения населения края и многолетнюю добросовестную работу, Кобылиной Е.Н. была вручена Почетная грамота Губернатора Ставропольского края (Постановление Губернатора СК от 3 декабря 2003 года N587). В 2005 году за значительный вклад в организацию, становление и развитие системы Пенсионного фонда Российской Федерации истец была награждена ведомственной наградой - Почетной грамотой Правления ПФР (Постановление Правления ПФР N 19пл от 20.07.2005г). В 2009 году за усердие, проявленное при исполнении служебных обязанностей награждена еще одной ведомственной наградой - Благодарностью Председателя Правления ПФР Российской Федерации (Распоряжение ПФР N 397рл от 14.12.2009г). За большой личный вклад в решении возложенных на ПФР задач, за выдающиеся достижения в трудовой деятельности, за многолетний добросовестный и безупречный труд, за творчество и инициативу, качество и эффективность работы награждена нагрудными знаками "Отличник Пенсионного фонда РФ" (постановление Правления ПФР 26 пл от 25.05.2011) и "Почетный работник Пенсионного фонда РФ" (Постановление Правления ПФР 48 пл от 10.11.2014). Поскольку истец имеет ведомственные награды и необходимый трудовой стаж, она решилавоспользоваться своим правом на получение указанного звания и в январе 2015 года подала заявление и другие необходимые документы в комиссию по спорным вопросам, возникающим при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края" Министерства труда и социальной защиты населения. Однако, согласно выписке из протокола заседания комиссии от 25.02.2015 N2 ей отказано во включении в списки лиц, имеющих право присвоения звания "Ветеран труда", в связи с тем, что решения о награждении меня приняты Председателем Правления Пенсионного фонда Российской Федерации (руководителем финансово-кредитного учреждения), а не руководителем органа исполнительной власти Российской Федерации. Однако, по мнению истца, такая позиция не соответствует Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод, социального обеспечения, устанавливаемого ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5 - ФЗ "О ветеранах". Награждение ведомственным знаком отличия в труде возможно не только для граждан, работающих в системе органов исполнительной власти и ведомств, но и иных лиц, показавших успехи и достижения в труде. Доводы комиссии по спорным вопросам, возникающим при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края" Министерства труда и социальной защиты населения, что решение о награждении Кобылиной Е.Н. выше перечисленными наградами приняты Председателем Правления ПФР, а не руководителем органа исполнительной власти РФ, она считает необоснованными. Истец считает, что данными действиями нарушены ее конституционные права на достойную жизнь и иные социальные гарантии, предусмотренные законодательством.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований Кобылиной Е.Н. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным отказа комиссии по спорным вопросам, возникающим при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края" Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края о включении ее в списки лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", обязании Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края включить ее в списки лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", суд первой инстанции отказал в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Кобылина Е.Н. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что "недовведенное до логического завершения правовое определение статуса Пенсионного фонда РФ не должно лишать ее права на присвоение звания "Ветеран труда" в связи с имеющимися у нее наградами".
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Кобылину Е.Н., поддержавшую доводы своей апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, Кобылина Е.Н. с 17.05.1992 года по настоящее время работает в системе государственного Пенсионного фонда Российской Федерации. Ее общий трудовой стаж составляет 31 год. В 2003 году за заслуги в области пенсионного обеспечения населения края и многолетнюю добросовестную работу, Кобылиной Е.Н. была вручена Почетная грамота Губернатора Ставропольского края (Постановление Губернатора СК от 3 декабря 2003 года N587). В 2005 году за значительный вклад в организацию, становление и развитие системы Пенсионного фонда Российской Федерации истица была награждена ведомственной наградой - Почетной грамотой Правления ПФР (Постановление Правления ПФР N 19пл от 20.07.2005г). В 2009 году за усердие, проявленное при исполнении служебных обязанностей награждена еще одной ведомственной наградой - Благодарностью Председателя Правления ПФР Российской Федерации (Распоряжение ПФР N 397рл от 14.12.2009г). За большой личный вклад в решении возложенных на ПФР задач, за выдающиеся достижения в трудовой деятельности, за многолетний добросовестный и безупречный труд, за творчество и инициативу, качество и эффективность работы награждена нагрудными знаками "Отличник Пенсионного фонда РФ" (постановление Правления ПФР 26 пл от 25.05.2011) и "Почетный работник Пенсионного фонда РФ" (Постановление Правления ПФР 48 пл от 10.11.2014). В январе 2015 года Кобылина Е.Н. подала заявление, приложив необходимые документы в комиссию по спорным вопросам, возникающим при приеме документов для присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ставропольского края" Министерства труда и социальной защиты населения. Однако истцу было отказано во включении в списки лиц, имеющих право присвоения звания "Ветеран труда", в связи с тем, что решения о награждении приняты председателем Правления Пенсионного фонда РФ (руководителем финансово-кредитного учреждения), а не руководителем органа исполнительной власти Российской Федерации (выписка из протокола заседания комиссии от 25.02.2015 N2).
Разрешая заявленные Кобылиной Е.Н. исковые требования, суд первой инстанции законно и обоснованно, по мнению судебной коллегии, отказал в их удовлетворении и сослался на следующие нормы права.
В частности на положения ст. статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", пунктом 1 которой предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Поскольку порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"), суд первой инстанции обоснованно указал, что в Ставропольском крае присвоение звания "Ветеран труда" осуществляется на основании Положения "О порядке и условиях присвоения звания "ветеран труда" в Ставропольском крае", утвержденного Постановлением губернатора Ставропольского края от 05 сентября 2007 г. N569.
И согласно подпункту 2.1 пункта 2 указанного положения звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, или право на пенсию за выслугу лет.
Так, документами, подтверждающими награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде являются соответственно удостоверения к орденам или медалям, удостоверения к ведомственным знакам отличия в труде, нагрудным знакам и т.д., предусмотренным при присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации или награждении иными ведомственными знаками отличия в труде, либо архивная справка, содержащая сведения о награждении орденами или медалями, либо о присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо о награждении иными ведомственными знаками отличия в труде.
Вместе с тем, документами, подтверждающими награждение иными ведомственными знаками отличия в труде, признаются также почетные грамоты, благодарности, почетные дипломы и т.д., учрежденные в установленном порядке соответствующими органами власти и управления СССР, РСФСР, федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными органами, высшими судебными органами, подписанные руководителями данных органов либо их заместителями и заверенные печатью этих органов.
Кроме того, помимо наличия достаточного трудового стажа, необходимо, чтобы труд гражданина был отмечен самим государством в виде награды (ст. 7 Федерального закона "О ветеранах").
Более того, суд первой инстанции в своем решении также сослался на Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", на Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2122-1, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации не входит в структуру органов исполнительной власти, а является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
Согласно п. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Согласно структуре федеральных органов исполнительной власти РФ, утвержденной Указом Президента РФ N636 от 21 мая 2012 года, Пенсионный фонд РФ не относится к органам государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации. Данным Указом координация деятельности Пенсионного фонда РФ возложена на Министерство труда и социальной защиты РФ.
Следовательно, судебная коллегия находит правильным суждение суда первой инстанции о том, что так как Пенсионный фонд Российской Федерации не входит в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации и не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия и награждению ими, - это значит и почетные грамоты Пенсионного фонда РФ, благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда РФ, присвоение звания почетного работника Пенсионного фонда РФ, отличника Пенсионного фонда РФ не являются ведомственными знаками отличия в труде и не подлежат учету при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда".
При таких обстоятельствах, проанализировав приведенные выше нормы права, имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных истцом Кобылиной Е.Н. требований, по мнению судебной коллегии, является законным, а апелляционная жалоба - не подлежащей удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 13 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.