Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Минаева Е.В.,
судей
Селюковой З.Н., Калоевой З.А.,
при секретаре
Димитровой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ткаченко В.Д. на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 05 февраля 2015 года по исковому заявлению Ткаченко В.Д., Ткаченко Т.И. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (РОСИМУЩЕСТВО), Министерству обороны Российской Федерации о признании жилого помещения утратившим статус служебного и признании права долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Селюковой З.Н.,
установила:
Ткаченко В.Д. и Ткаченко Т.И. обратились в суд с исковым заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (РОСИМУЩЕСТВО), Министерству обороны Российской Федерации о признании жилого помещения утратившим статус служебного и признании права долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указали, что Ткаченко В. Д. является гражданином Российской Федерации и нанимателем, проживающим в государственной квартире по адресу: " ... ", со своей супругой Ткаченко Т.И.
Данная квартира была предоставлена ему, Ткаченко В.Д., 05.04.1995 года Министерством обороны РФ через уполномоченный орган - Будённовскую квартирно-эксплуатационную часть района (КЭЧ), как военнослужащему.
В период его службы в МО РФ и после увольнения из армии договор найма служебного жилого помещения с апреля 1995 года до настоящего времени не заключался, что подтверждает факт постоянного проживания в данной квартире на условиях социального найма.
С военной службы Ткаченко В.Д. уволен в запас 23 декабря 1997 года по истечении срока службы в связи с выходом на пенсию. В настоящее время он является пенсионером МО РФ, так как имеет более 22-х лет выслуги.
Считает, что не мог быть уволен из рядов ВС РФ без обеспечения жильем согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года, так как "военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более".
На дату предоставления Ткаченко В.Д. спорной квартиры (05.04.1995 ода) она служебной не являлась и не могла таковой являться, поскольку лишь в вгусте 1995 года Постановлением главы г.Буденновска Ставропольского края от 18.08.1995 года N1127 спорная квартира была признана служебной. Статус "служебная" занимаемой квартире был присвоен в одностороннем порядке уже после того, как Ткаченко были зарегистрированы и проживали в ней.
Согласно справке главы администрации г.Буденновска Ставропольского края N3650 от 24.09.2012 года квартира " ... " не является муниципальной собственностью и в реестре муниципальной собственности не значится.
Следовательно Постановление главы г.Буденновска Ставропольского края N1127 от 18 августа 1995 года, которым ряду жилых помещений в микрорайоне Северный г.Буденновска, в том числе спорной квартире, определен статус "служебное", является не имеющим правового значения, поскольку спорная квартира не находилась и не находится в ведении органа исполнительной власти Буденновского района, а относится к жилищному фонду Российской Федерации.
В апреле 1995 года Ткаченко В.Д. был заселен с семьей в спорную квартиру как в ведомственную, в ордере отсутствовало указание о праве вселения в "служебное" жилое помещение (Постановление N1127 лишь от 18.08.1995 года, то есть через четыре месяца).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N752-p был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В указанный перечень были включены и военные городки N6 и 12, расположенные в г. Буденновске Ставропольского края.
О том, что существует Постановление N1127, Ткаченко В.Д. стало известно лишь накануне обращения в суд в 2013 году.
Считают, что оспаривать указанное Постановление главы г.Буденновска от 18.08.1995 года N1127 и выданный ордер от 05.04.1995 года N514 в настоящее время отпала необходимость, поскольку данные документы в существующем виде без проведения государственной регистрации не имеют юридической силы.
Просили суд признать жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ", утратившим статус служебного жилого помещения; признать за Ткаченко В.Д. и Ткаченко Т.И. право пользования указанным жилым помещением, признать за Ткаченко В.Д. и Ткаченко Т.И. по 1/2 доли за каждым в праве долевой собственности на квартиру в порядке приватизации; прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Министерства Обороны РФ на квартиру, расположенную по адресу: " ... ".
Обжалуемым решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 05 февраля 2015 года в удовлетворении искового заявления Ткаченко В.Д., Ткаченко Т.И. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (РОСИМУЩЕСТВО), Министерству обороны Российской Федерации о признании жилого помещения утратившим статус служебного и признании права долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации отказано.
В апелляционной жалобе Ткаченко В.Д., полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит решение Буденовского городского суда Ставропольского края от 05 февраля 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования истцов удовлетворить в полном объеме. Указывает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции было неправильно истолковано жилищное законодательство, в связи с чем выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, что повлекло нарушение норм материального права.
На апелляционную жалобу поступили возражения представителя Министерства обороны РФ по доверенности Калуженского С.В., в которых просит решение Буденовского городского суда Ставропольского края от 05 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 мая 2015 года решение Буденовского городского суда Ставропольского края от 05 февраля 205 года отменено. Принято по делу новое решение, которым исковые требования Ткаченко В.Д. и Ткаченко Т.И. удовлетворены: признано жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ", утратившим статус служебного помещения, признано за Ткаченко В.Д. и Ткаченко Т.И. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: " ... ", на условиях социального найма, признано за Ткаченко В.Д. и Ткаченко Т.И. право собственности по 1/2 доли в праве долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: " ... ", в порядке приватизации, прекращено право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Министерства Обороны РФ на квартиру, расположенную по адресу: " ... " (т.2 л.д.41-50).
Постановлением Президиума Ставропольского краевого суда от 14 октября 2015 года кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации удовлетворена. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 мая 2015 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в ином составе судей (т.2 л.д.94-96).
Выслушав истца Ткаченко В.Д., истца Ткаченко Т.И., представителя истца Ткаченко Т.И. по доверенности Смирнову Е.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших отменить обжалуемое решение суда, как незаконное и необоснованное. Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения по доводам апелляционной жалобы установили следующее.
Ткаченко В.Д. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации в период с 31.10.1971 года по 28.11.1973 года, с06.06.1979 года по 08.08.1989 года и со 02.09.1993 года по 23.12.1997 года. Общий срок военной службы составил 16 лет 4 месяца 1 день, количество лет выслуги 22 года 1 месяц 2 дня.
05 апреля 1995 года Ткаченко В.Д. выдан ордер N 514 на получение трехкомнатной квартиры " ... ", на состав семьи из 4 человек (л.д. 14).
05 апреля 1995 года между Буденовским Домоуправлением в лице начальника ДУ Буденовской КЭЧ и Ткаченко В.Д. заключен договор на обслуживание квартиры и предоставление коммунальных услуг (л.д.15).
Постановлением главы администрации города Буденновска и Буденовского района Ставропольского края от 18 августа 1995 года N 1127 спорной квартире присвоен статус служебного жилого помещения.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, в который включены городки N 6 и N 12 в городе Буденновске Ставропольского края.
Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года N 1470-р военные городки N 6 и N 12 исключены из перечня закрытых.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 8 п. 1. ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Пункт 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает право военнослужащих, а также лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Аналогичный запрет на приватизацию жилых помещений в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений установлен ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Следовательно, служебная жилая площадь военных городков предназначена для обеспечения жильем военнослужащих и других лиц, состоящих в связи с Вооруженными Силами Российской Федерации, исключительно на период их службы или работы, а следовательно, такая жилая площадь не может быть использована в целях обеспечения военнослужащих жильем как социальной поддержки со стороны государства.
Как установлено ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Жилищный фонд Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности спорная квартира, относится к федеральной собственности, что следует из постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Уполномоченным органом по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, является Министерство обороны Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерству обороны Российской Федерации переданы полномочия по принятию решений о включении и исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда, относящегося к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации (подп. "м" п. 2).
Исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства, изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь по решению органа, осуществляющего управление жилищным фондом, которым в отношении имущества Вооруженных Сил Российской Федерации является Министерство обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
Таким образом, исключение военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет прекращения статуса служебных жилых помещений до принятия соответствующего решения уполномоченным органом, а военнослужащий, которому оно было предоставлено на период службы по основаниям, предусмотренным ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не приобретает право на получение его в собственность.
Разрешая спор, установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку спорная квартира имеет статус служебной и была предоставлена Ткаченко В.Д. на период службы в Вооруженных силах РФ, следовательно, основания для прекращения указанного статуса, в том числе и в случае исключения военного городка из вышеуказанного перечня, отсутствуют.
Оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу. Влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут послужить основанием для отмены решения суда.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 05 февраля 2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.