Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Быстрова О.В.,
судей Бостанова Ш.А. и Свечниковой Н.Г.,
при секретаре Шевцовой Т.В.,
с участием Гречкина Д.А. и прокурора Протасовой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Воропаева И.А., поданную на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 18 августа 2015 года по гражданскому делу по иску прокурора города Невинномысска, действующего в защиту интересов Гречкина ... , к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Бостанова Ш.А.,
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Невинномысска, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что Гречкин Д.А., 26.10.1993 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 19.09.2014 года Гречкин Д.А. обратился в министерство с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Просил возложить на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанность предоставить Гречкину Д.А., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения, в пределах муниципального образования - города Невинномысска.
18 августа 2015 года решением Ленинского районного суда города Ставрополя исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Воропаев И.А просит решение суда отменить и в иске отказать. Считает, что вопрос наделения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением из специализированного жилого фонда должен решаться в очередном порядке, согласно списка очередников. Считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку суд не принял во внимание то обстоятельство, что Гречкин Д.А. обратился в министерство с заявлением о предоставлении жилого помещения лишь 19.09.2014 года и в журнале учета его заявление зарегистрировано под N 877. Считает, что первоочередное предоставление жилья законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных до Гречкина Д.А.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав мнение Гречкина Д.А. и заключение прокурора о законности и обоснованности принятого решения, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Из материалов дела следует, что Гречкин ... , 26.10.1993 года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать - Гречкина Е.В. решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 19 октября 2007 года лишена родительских прав в отношении Гречкина Д.А. Отец - Гречкин А.Н. умер 13.08.2006 года, согласно свидетельства о смерти I-ДН N 831112 от 14.08.2006 года.
Гречкин Д.А. включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который направлен министерством образования и молодежной политики Ставропольского края в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
В настоящее время Гречкин Д.А. проживает по адресу: гор. Невинномысск, ул. ... и собственного жилья не имеет. До настоящего времени специализированным жилым помещением, в установленном законом порядке, истец не обеспечен.
Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции правомерно обосновал свои выводы не только на положениях действующего жилищного законодательства, но и на положениях частей 1 и 3 ст. 40 Конституции РФ, которой гарантируется каждому гражданину право на жилище.
Так, круг лиц, имеющих право получить жилье вне очереди (п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) установлен Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в п. 4 ст. 1 которого указано, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением Гречкину Д.А ... жилого помещения на условиях специализированного найма.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел, что у ответчика отсутствует реальная возможность немедленного предоставления жилья, поскольку отсутствует жилищный фонд, не могут повлечь за собой отмену либо изменение решения суда, поскольку действующее законодательство не ставит предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке, в зависимость от наличия каких-либо других условий.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан РФ возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
Юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и гражданского процессуального права при рассмотрении дела не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 18 августа 2015 года - оставить без изменения
Апелляционную жалобу представителя ответчика Воропаева И.А. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.