Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Криволаповой Е.А.
Судей Тепловой Т.В., Осиповой И.Г.
с участием секретаря Мараховского С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 декабря 2015 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе полномочного представителя истца по первоначальному иску ОАО "Российские железные дороги" Гоцак О.В. и ответчицы по первоначальному иску ФИО11 на решение Железноводского городского суда Ставропольского края от 14 августа 2015 года
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к ФИО12 о признании строений самовольными постройками, обязании освободить земельный участок от самовольных построек, устранении препятствий в пользовании земельным участком путем демонтажа пристройки и ленточного железобетонного фундамента, приведении земельного участка в первоначальное состояние,
по встречному исковому заявлению ФИО13 к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о признании законной произведенной реконструкции (переустройства) квартиры и возложении обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом,
УСТАНОВИЛА:
ОАО "РЖД" обратилось в суд с иском к ФИО14. о признании возведенных ФИО15. строений самовольными постройками, обязать освободить земельный участок полосы отвода от самовольных построек, устранении препятствий в пользовании земельным участком путем демонтажа пристройки ленточного железобетонного фундамента, приведении участка в первоначальное положение, при неисполнении ФИО16. решения суда в добровольном порядке в течение двух недель с даты вступления решения суда в силу предоставить ОАО "РЖД" право произвести снос самовольных построек с последующим взысканием со ФИО17. расходов по сносу.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 08.07.2014 года комиссией ОАО "РЖД" при обследовании земельного участка в полосе отвода Северо-Кавказской железной дороги установила, что на 15 километре пикета 0+50 метров с четной стороны железнодорожной станции Бештау часть земельного участка, находящегося по адресу: "адрес" входящего в состав земельного участка полосы отвода Северо-Кавказской железной дороги с кадастровым номером N общей площадью 933433 квадратных метров, занята железобетонным ленточным фундаментом с металлическими стойками для установки ограждения (забора) протяженностью 32 погонных метра, площадь огороженного участка -243,2 квадратных метра. В границах устроенного ленточного фундамента расположена пристройка к квартире "адрес", размером 8x4, площадью 32 квадратных метра, собственником которой является ответчица. Земельный участок с кадастровым номером N, предоставлен Северо-Кавказской железной дороге в качестве полосы отвода железной дороги на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.08.2003 года N 781 и по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 3 от 29.08.2003 года, сроком действия до 07.08.2052 года. ОАО "РЖД" согласия на возведение пристроек к указанному жилому дому N N не давало, как и не заключался между сторонами договора субаренды.
ФИО18. заявлены встречные исковые требования к ОАО "РЖД" о признании законной произведенной реконструкции (переустройства) квартиры N "адрес", с увеличением общей площади на 22,1 кв.метра и составляющей 72,7 кв.метра, в том числе 48,9 кв.метра жилой площади и обязании ОАО "Российские железные дороги" произвести формирование земельного участка под многоквартирным жилой дом N "адрес", с выделением его из федерального земельного участка с кадастровым номером N, предоставленного в аренду ОАО "Российские железные дороги", с последующей его постановкой на кадастровый учет и изъятием из арендной площади в общедолевую собственность собственников квартир многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных встречных исковых требований истец по встречному иску указала, что у нее в собственности находится квартира "адрес". В целях улучшения жилищных условий она произвела капитальный ремонт квартиры, одновременно с её реконструкцией в виде пристройки, а также возвела сооружение железобетонного ленточного фундамента с металлическими стойками для установки ограждения протяженностью 32 метра. Пристройка к дому и фундамент возведены ею после получения согласования собственников других квартир многоквартирного жилого дома. Она неоднократно на протяжении нескольких лет обращалась в ОАО "РЖД" и различные государственные инстанции с просьбой оформления должным образом земельного участка под многоквартирным жилым домом "адрес", для дальнейшего его использования собственниками квартир, но безрезультатно. Полагает, что ею была осуществлена перепланировка, а сооружение железобетонного ленточного фундамента с металлическими стойками не может расцениваться, как самовольное, так как разрешение на его строительство не требуется.
Обжалуемым решением Желзноводского городского суда Ставропольского края от 14 августа 2015 года исковые требования ОАО "РЖД" к ФИО19. удовлетворены частично.
Суд признал возведенные ФИО20. пристройку к жилому дому, расположенному по адресу: "адрес", площадью 32 квадратных метра, а также железобетонный ленточный фундамент с металлическими стойками для установки ограждения протяженностью 32 погонных метра, расположенный по адресу: "адрес", самовольными постройками на находящемся в федеральной собственности земельном участке полосы отвода Северо-Кавказской железной дороги на 15 километре ПК 0+50 метров с четной стороны железнодорожной станции Бештау.
Обязал освободить земельный участок полосы отвода Северо-Кавказской железной дороги на 15 километре ПК 0+50 метров с четной стороны железнодорожной станции Бештау от самовольных построек.
Обязал устранить препятствия ОАО "РЖД" по использованию земельного участка путем демонтажа пристройки и ленточного железобетонного фундамента.
Обязал ФИО21. привести земельный участок в первоначальное пригодное для использования в соответствии с его целевым назначением состояние.
В удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" к ФИО22. о предоставлении ОАО "РЖД" права произвести снос самовольных построек с последующим взысканием со ФИО23. расходов по сносу, при неисполнении решения суда в добровольном порядке в течение двух недель с даты вступления решения суда в законную силу, отказано.
В удовлетворении встречных исковых требований ФИО24. к ОАО "РЖД" о признании законной произведенной реконструкции (переустройства) квартиры "адрес", с увеличением общей площади на 22,1 кв.метра и составляющей 72,7 кв.метра, в том числе 48,9 кв.метра жилой площади, обязании ОАО "Российские железные дороги" произвести формирование земельного участка под многоквартирным жилой дом N "адрес", с выделением его из федерального земельного участка с кадастровым номером N, предоставленного в аренду ОАО "РДЖ", с последующей его постановкой на кадастровый учет и изъятием из арендной площади в общедолевую собственность собственников квартир многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", отказано.
Суд взыскал со ФИО25. в пользу ОАО "РЖД" расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" в лице полномочного представителя Гоцак О.В. просит решение в части отказа в удовлетворении требований о предоставлении ОАО "РЖД" права произвести снос самовольных построек с последующим взысканием со ФИО26. расходов по сносу, при неисполнении решения суда в добровольном порядке в течение двух недель с даты вступления решения суда в законную силу, отменить и принять новое, которым удовлетворить их требования в полном объеме, мотивируя тем, что судом допущено нарушение норм материального права. Решение суда не содержит срока, в течение которого оно должно быть исполнено ответчиком в добровольном порядке, что может повлечь за собою невозможность исполнения судебного акта.
В апелляционной жалобе ответчица по первоначальному иску ФИО27. просит решение суда отменить и принять по делу новое, мотивируя тем, что ОАО "РЖД" не представлено доказательств, что спорное имущество ответчицы создает истцу препятствие в использовании земельного участка, в чем состоят препятствия и не представлено доказательств того, что спорное имущество создает угрозу жизни и здоровью граждан. Решение суда не содержит выводов, чем именно ответчица нарушила права ОАО "РЖД" и чем выражено препятствие в осуществлении прав истца. Выводы суда о том, что в рассматриваемом споре не имеет правового значения, что при возведении спорных объектов были соблюдены все строительные нормы и правила, ошибочны, не мотивированы и противоречат Закону. Выводы суда о том, что возможность заключения арендатором земельного участка договора субаренды является правом, а не обязанностью ведет к злоупотреблению ОАО "РЖД" своими полномочиями по предоставлению части земельного участка, занятого уже существующим домом. Отказ в заключение договора субаренды ОАО "РЖД" нарушает ее права на улучшение жилищных условий.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО28., полномочный представитель ОАО "РДЖ" Егорова Э.К. просит апелляционную жалобу ФИО29. оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав представителя ОАО "РЖД" Егорову Э.К., просившую апелляционную жалобу ОАО "РЖД" удовлетворить, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" отменить, удовлетворив требования, апелляционную жалобу ФИО30. оставить без удовлетворения, представителя ФИО31. - Колесникову Н.Д., просившую удовлетворить апелляционную жалобу ФИО32. отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не нашла.
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте (магистральных железнодорожных линий со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки и т.д.), а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах; полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", полоса отвода железной дороги может быть использована исключительно для строительства объектов железнодорожного транспорта.
Приказом от 15 мая 1999 года N 26ц Министерство путей сообщения РФ утвердило "Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог".
- пункт 5 указанного Положения предусматривает, что установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета РФ совместно с железными дорогами. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- пункт 13 предусматривает, что согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода либо мотивированный отказ в согласовании, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляются железной дорогой в месячный срок с даты получения документов от заявителя;
- пункт 14 предусматривает, что договоры о срочном пользовании земельными участками подлежат учету железной дорогой в порядке, установленном начальником железной дороги;
- пункт 15 предусматривает, что возмещение расходов, связанных с содержанием и улучшением земельных участков, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами между железными дорогами и временными пользователями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- пункт 17 предусматривает, что для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить железной дороге технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.
Из материалов дела следует, что согласно кадастровой выписке земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 933433 квадратных метра является участком полосы отвода Северо - Кавказской железной дороги в границах города Железноводска.
Свидетельство о госрегистрации права от 01.08.2003 года подтверждает, что собственником вышеуказанного земельного участка является Российская Федерация.
Договором аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 29.08.2003 года и последующими дополнительными соглашениями к нему, вышеуказанный земельный участок передан в аренду ОАО "РЖД" до 07.08.2052 года.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.05.2012 года квартира N 3, расположенная по адресу: "адрес", площадью 50,6 квадратных метров принадлежит на праве собственности ФИО38.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что самовольные постройки расположены на земельном участке в пределах полосы отвода железных дорог и в установленном законом порядке у железной дороги не данный земельный участок не изымался. Материалы дела так же не содержат сведений о том, что пользователь указанных земель ОАО "РЖД" предоставил земельный участок, на котором расположены самовольные постройки в срочное пользование ФИО33.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" сделан с учетом предусмотренного законом характера вещного права, на основании которого организации железнодорожного транспорта пользуются выделенными им землями, а также с учетом возложенной законом на предприятия железнодорожного транспорта обязанности по обеспечению безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда и перевозки грузов, безопасности движения поездов и других средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 ГК РФ и согласно рекомендациям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка). Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка.
Доказательств подтверждающих право ФИО34. на земельный участок, на котором расположены самовольные постройки в суд не представлено.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования ОАО "РЖД" в части.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части отказа в удовлетворении требований о предоставлении ОАО "РЖД" права произвести снос самовольных построек с последующим взысканием со ФИО35. расходов по сносу, при неисполнении решения суда в добровольном порядке в течение двух недель с даты вступления решения суда в законную силу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, указанные вопросы могут быть разрешены в порядке ст.203 и ст.434 ГПК РФ. Заранее предвидеть возможность неисполнения решения суда у суда не имеется оснований.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении встречных исковых требований ФИО36С как с учетом вышеизложенного, так и потому, что законом не установлена обязанность ОАО "РЖД" осуществлять и согласовывать изьятие земельного участка из полосы отвода железных дорог по заявлению собственника помещений в многоквартирном доме, так и формировать земельные участки под многоквартирными домами.
Таким образом, судом вынесено решение на основании надлежащих, в том числе и письменных доказательств, исследованных судом в судебном заседании, которым дана обоснованная оценка, при правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12,56,67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Желзноводского городского суда Ставропольского края от 14 августа 2015 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" и апелляционную жалобу ФИО37.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.