Судья Хабаровского краевого суда Пилипчук С.В., рассмотрев жалобу защитника Учреждения Сироткина А.Ф. на постановление судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 30 сентября 2015г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
установил:
Постановлением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 30 сентября 2015г. ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации привлечено к ответственности по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Защитник Учреждения Сироткин А.Ф. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой, указав на незаконность и необоснованность оспариваемого постановления суда, просит его отменить и прекратить производство по делу.
Жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя Учреждения Фомина Е.П., должностного лица Артемьева А.С., надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлявших.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника Учреждения Заверяева А.Н., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 18 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Из материалов дела следует, что Учреждение не выполнило в установленный срок предписания органа власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства об охране объектов культурного наследия - Министерства культуры Хабаровского края от 24 апреля 2015г. N10, п.1 N11, согласно которым на Учреждение возлагалась обязанность в срок до 01 июля 2015г. провести противоаварийные мероприятия, направленные на предотвращение разрушения фасада объекта культурного наследия регионального значения - "Штаб пограничных войск Управления Комитета государственной безопасности" 1930г., расположенного "адрес", установить защитный контур, получить в министерстве культуры Хабаровского края задание на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, что послужило основанием для возбуждения в отношении Учреждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ и привлечения его к ответственности.
Факт невыполнения Учреждением в установленный срок предписаний от 24 апреля 2015г. N10, п.1 N11 должностного лица подтвержден совокупностью представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. В оспариваемом решении приведены мотивы его принятия, а также нормативные акты, несоблюдение которых было допущено.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В силу п.11 ст. 47.6 указанного Федерального закона, в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Из содержания п.9 ст.48 указанного Федерального закона следует, что в случае, если к моменту перехода права собственности, либо права владения и (или) пользования на объект культурного наследия, включенного в реестр, не оформлено охранное обязательство, лицо, у которого возникает право собственности на данный объект, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные п.п.1 - 3 ст.47.3 настоящего Федерального закона, до момента вручения такому лицу охранного обязательства.
Пунктом 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ установлена обязанность лиц, которые обладают правами на объект культурного наследия, при содержании и использовании данного объекта в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия, незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Материалами дела установлено, что Учреждение является правообладателем объекта культурного наследия регионального значения "Штаб пограничных войск Управления Комитета государственной безопасности" 1930г., расположенного "адрес"
Согласно п.п. 4, 8 Устава Учреждение является юридическим лицом и создано для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу п.20 Устава Учреждение осуществляет, в том числе действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных сил, получению кадастровых паспортов и иных документов, по внесению и исключению из реестра федерального имущества движимого и недвижимого имущества закрепленного собственником за Учреждением, а также формирует документы для принятия решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил.
Таким образом, Учреждение, выступая правообладателем объекта культурного наследия, с учетом функций, возложенных не него Уставом, является субъектом вмененного административного правонарушения и обязано выполнять требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, предусмотренные Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ, в целях предотвращения его повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Доводы жалобы о том, что Учреждение не имело возможности исполнить выданные предписания в установленный в них срок в силу специфики его финансово-хозяйственной деятельности, отсутствия возможности выступать самостоятельным государственным заказчиком работ по текущему и капитальному ремонту, проектно-изыскательских работ по проведению ремонта и реконструкции зданий, находящихся в оперативном управлении Учреждения и значительных временных затратах, связанных с проведением госзакупок в соответствии с Законом о контрактной системе, не влекут за собой отмену состоявшегося решения.
Предписания должностного лица в установленном законом порядке Учреждением не обжаловались, соответственно с данными предписаниями юридическое лицо согласилось, однако в установленный в них срок требования предписаний исполнены не были.
Получив предписания должностного лица административного органа, Учреждение приняло частично меры к его исполнению, направив 19 и 21 мая 2015г. заявления о рассмотрении вопроса о включении объекта культурного наследия в титульный список капитального ремонта и о разработке проектной документации для ремонтно-восстановительных работ, однако данные меры явились недостаточными для исполнения требований предписаний в установленный срок в полном объеме. Предписания от 24 апреля 2015г. N10 и п.1N11 Учреждением исполнены не были, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Учреждение обязано было своевременно, как осуществлять контроль за надлежащим состоянием здания в течение срока его эксплуатации, выявлять разрушения, так и принять все необходимые меры для выполнения требований предписания.
Невыполнение п.2 предписания N 11, срок исполнения которого до 01 мая 2016 г. не инкриминировано в вину Учреждению, в связи с чем, ссылка на данное обстоятельство является необоснованной.
Доводы защитника в суде второй инстанции о нарушении срока составления протокола не являются основанием к отмене постановления суда, поскольку указанные сроки не являются пресекательными и нарушение срока составления протокола не является обстоятельством, освобождающим от ответственности.
Наказание Учреждению назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.18 ст.19.5 КоАП РФ. Оснований для снижения его размера, с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, либо признания инкриминированного Учреждению правонарушения малозначительным, не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 30 сентября 2015г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, а жалобу его защитника Сироткина А.Ф. - без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда С.В. Пилипчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.