Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Г.Н.Кочуковой
судей И.В.Сенотрусовой, Г.И.Федоровой
при секретаре Е.В.Зверевой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, Министерству обороны России, ОАО "Славянка" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения по апелляционным жалобам представителя ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ Фомина Е.П. и представителя АО "Славянка" Малкина Е.С. на решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 07 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения прокурора Лазаревой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ОАО "Славянка" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка N (инв. N) по "адрес", введении данного прибора в эксплуатацию. В обоснование заявленных требований указал, что жилищный фонд военного городка N находится на балансе ФГКУ "ДТУИО" Министерства обороны РФ. Собственником специализированного жилищного фонда Пограничного района Приморского края в настоящее время является Министерство обороны РФ. Согласно положениям Государственного контракта от 14.12.2012 года ОАО "Славянка" оказывает услуги водоснабжения и водоотведения на объектах Министерства обороны РФ. В ходе проведенной военной прокуратурой проверки установлено, что в доме военного городка N (инв. N) по "адрес" коллективные (общедомовые) приборы учета холодного водоснабжения не установлены. Граждане, проживающие в указанном доме, который относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ и расположен на территории военного городка N, ежемесячно осуществляют оплату коммунальных услуг, размер которых напрямую зависит от наличия в жилых помещениях приборов учета потребляемой воды, тепла и электрической энергии.
Неоснащение дома коллективным (общедомовым) прибором учета холодного водоснабжения нарушает права не только граждан, которые проживают временно (на период прохождения военной службы) в служебных жилых помещениях, но и лиц, которые в дальнейшем будут заселены в указанные помещения.
Определением Кировского районного суда г.Хабаровска от 11 июня 2015 года в качестве соответчика к участию в деле привлечено Министерство обороны РФ.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 07 августа 2015 года исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены.
На ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, ОАО "Славянка" возложена обязанность установить коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка N (инв. N) по "адрес" и ввести данный прибор в эксплуатацию в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ Сапегин А. просит решение суда отменить, ссылаясь на незаконность. Указывает, что суду не представлено доказательств отнесения спорного жилого дома к специализированному жилищному фонду. Полагает, что круг лиц определяется количеством нанимателей, собственников, проживающих в жилых помещениях спорного многоквартирного дома, в связи с чем у прокурора отсутствовали основания для обращения с иском в интересах неопределенного круга лиц. Обязанность по оснащению дома коллективным (общедомовым) прибором учета в силу действующего законодательства должна быть возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В апелляционной жалобе представитель АО "Славянка" Малкина Е.С. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Ссылается на то, что исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку с 01.09.2014 г. наименование общества изменено на АО "Славянка". Также указывает, что все права и обязанности по управлению жилищным фондом перешли от Пограничной КЭЧ к ФГКУ "ДТУИО" МО РФ, жилые помещения принадлежат МО РФ, бремя содержания квартир, лежит на собственнике или на лице, получившем квартиры в оперативное управление. Собственником многоквартирного дома вопрос по установке общедомовых приборов учета и введение их в эксплуатацию не решался. На ФГКУ "ДТУИО" возложена обязанность по несению расходов на капитальный ремонт, таким образом, надлежащими ответчиками по делу являются Министерство обороны РФ и ФГКУ "ДТУИО".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что многоквартирный жилой дом, расположенный в военном городке N (инв. N) по "адрес", относится к специализированному жилищному фонду и передан на балансовый учет ФГКУ "ДТУИО" Министерства обороны РФ в ходе реорганизации Пограничной квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны России.
В указанном многоквартирном жилом доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета холодного водоснабжения.
Оказание услуг по водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Министерства обороны РФ организаций осуществляет ОАО "Славянка на основании государственного контракта N от 14 декабря 2012 года
Удовлетворяя исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, суд первой инстанции, установив, что многоквартирный жилой дом ДОС 281, расположенный в военном городе N "адрес" входит в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, в котором отсутствует общедомовой (коллективный) прибор учета холодного водоснабжения, пришел к выводу о возложении обязанности по установке указанного прибора учета на Министерство обороны РФ, как собственника специализированного жилищного фонда, на ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, в чем оперативном управлении находится имущество, а также на ОАО "Славянка", которая является ресурсоснабжающей организацией.
С решением суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Как следует из ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Согласно подп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из анализа названных правовых норм следует, что при осуществлении управления многоквартирным домом управляющей организацией обязанность по надлежащему содержанию, в том числе установке, ремонту и замене приборов учета в многоквартирном доме и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов возлагается на управляющую организацию на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.
Согласно договору управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ N 1-УЖФ от 02.08.2010 г. управляющая организация ОАО "Славянка" как управляющая компания осуществляющая управление данным многоквартирным домом является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома, ввиду чего, несмотря на отсутствие в договоре обязанности по установке общего прибора учета, должно обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации.
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающая обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, не прекращает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета.
Таким образом, именно ОАО "Славянка" как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и являющееся поставщиком холодной воды для нужд Минобороны России, независимо от действий собственника многоквартирного дома обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции в части необходимости возложения на Минобороны России и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России обязанности совместно с ОАО "Славянка" осуществить действия по установке и вводу прибора учета в эксплуатацию, не соответствует обстоятельствам дела и основан на неверном применении норм материального права, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении иска.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права на предъявление указанных выше требований.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
С учетом изложенного, обращаясь в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов жильцов многоквартирного дома, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
Довод апелляционной жалобы о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку с 01.09.2014г. наименование Общества изменено на АО "Славянка" несостоятелен, так как данное переименование произведено в силу закона, до принятия решения по делу сведения о переименовании суду предоставлены не были. По заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вопрос о правопреемстве может быть разрешен на стадии исполнительного производства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 07 августа 2015 года по гражданскому делу по иску военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, Министерству обороны России, ОАО "Славянка" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения в части удовлетворения иска к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России отменить.
В удовлетворении исковых требований Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о возложении обязанности по установке (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде военного городка N (инв. N) по "адрес" и введению его в эксплуатацию отказать.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Славянка" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения в специализированном жилищном фонде военного городка N (инв. N) по "адрес" и введению его в эксплуатацию в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оставить без изменения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 27 ноября 2015 года может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Г.Н.Кочукова
Судьи: И.В.Сенотрусова
Г.И.Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.