Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Кустовой С.В.
судей: Тарасовой А.А., Дорожкиной О.Б.
при секретаре: Чирковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 ноября 2015 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, АО "РЭУ", АО "Славянка" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), по апелляционным жалобам ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, АО "Славянка", АО "РЭУ" на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., пояснения прокурора Н.А. Лазаревой, представителя ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ А.В. Семенова, судебная коллегия
установила:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, АО "РЭУ" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка N по "адрес", и введении данного прибора в эксплуатацию.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что собственником указанного многоквартирного дома, является Министерство обороны РФ в лице ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, на которое в силу ч. 5 ст. 13, ч. 9 ст. 11 ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 261-ФЗ в срок до 01.07.2012 г. возложена обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), а также ввод прибора в эксплуатацию. Ответчики, в нарушение вышеуказанных требований закона, коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) не установили, чем нарушают интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также прав граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, производящих оплату коммунальных услуг, размер которой напрямую зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета. На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчиков установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка N по "адрес", ввести данный прибор в эксплуатацию.
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 26.05.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО "Славянка".
Определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 11.06.2015 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 августа 2015 года исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены.
На Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, ОАО "Славянка", ОАО "РЭУ" возложена обязанность установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны РФ в многоквартирном жилом доме военного городка N по "адрес", и ввести данный прибор в эксплуатацию, в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на несогласие с выводами суда о возложении обязанности по установке общедомовых приборов учета и на отсутствие у прокурора полномочий на предъявление иска, в интересах неопределенного круга лиц.
В апелляционных жалобах АО "Славянка", АО "РЭУ" просят решение суда отменить. В обоснование доводов жалоб указав, что надлежащими ответчиками по делу являются МО РФ, как собственник и ФГКУ "ДТУИО", как уполномоченное лицо собственника, которые в силу действующего законодательства должны решать вопрос по установке приборов учета и введения их в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный жилой дом военного городка N по "адрес" передан на балансовый учет ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ от ФГУ "Пограничный КЭЧ района" Министерства обороны РФ в ходе реорганизации.
В указанном многоквартирном жилом доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения).
Удовлетворяя исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, суд, руководствуясь ст. 210 ГК РФ, ч. 9 ст. 11, ч. 5, 9, 10 ст. 13 ФЗ N 261 от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", установив, что многоквартирный жилой дом военного городка N по "адрес" входит в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, в котором отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), пришел к выводу о возложении обязанности по установке указанного прибора на Министерство обороны РФ, как собственника специализированного жилищного фонда и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, осуществляющего оперативное управление имуществом МО РФ, на АО "Славянка", как управляющую компанию, обслуживающую спорный дом, на АО "РЭУ" как ресурсоснабжающую организацию.
Оценивая доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права на предъявление требований о возложении обязанности на ответчиков по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в многоквартирном жилом доме военного городка N по "адрес" и введению указанных приборов в эксплуатацию судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного, обращаясь в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов жильцов многоквартирного дома прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
В силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем.
Согласно подп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим законодательством мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных жилых домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного жилого дома.
В силу вышеизложенного, а также исходя из условий договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны от 02.08.2010г. АО "Славянка" как управляющая компания осуществляющая управление спорным многоквартирным домом является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание МКД и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, ввиду чего, несмотря на отсутствие в договоре обязанности по установке общедомовых приборов учета, управляющая компания должна была до 1.07.2012г принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета, используемых энергетических ресурсов и ввода их в эксплуатацию. Однако, возложенную законом обязанность по соблюдению требований законодательства об энергосбережении в установленный срок управляющая компания не исполнила.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Министерство обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, АО "РЭУ" являются ненадлежащими ответчиками.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным отменить решение суда в части и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований предъявленных к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, АО "РЭУ".
В части возложения обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в жилом многоквартирном доме военного городка N по "адрес", и введению указанного прибора в эксплуатацию на АО "Славянка" решение отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 августа 2015 года по гражданскому делу по иску Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, АО "РЭУ", АО "Славянка" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), отменить в части удовлетворения иска к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточной территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, и АО "РЭУ" и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, АО "РЭУ" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения).
В остальной части решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 07 августа 2015 года, оставить без изменения.
Апелляционные жалобы ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, АО "РЭУ"- удовлетворить частично.
Апелляционную жалобу АО "Славянка",- оставить без удовлетворения.
Председательствующий: С.В. Кустова
Судьи: А.А.Тарасова
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.