Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего И.В. Верхотуровой,
судей: Ю.В. Моргунова, О.М. Шиловой,
при секретаре Д.В. Вьюшине
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 ноября 2015 года гражданское дело по иску военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление", открытому акционерному обществу "Славянка" о возложении обязанности установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), по апелляционным жалобам ответчиков Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление", открытого акционерного общества "Славянка" на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 07 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., прокурора Максименко Е.В., представителя Минобороны России РФ Ефремова Д.В., представителя ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ Ли В.А., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Российской Федерации, открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" о возложении обязанности установить и ввести в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в "адрес", относящемуся к специализированному жилищному фонду.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе прокурорской проверки жилищного фонда, находящегося в ведении Минобороны России, переданного на баланс ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, выявлено отсутствие общедомового прибора учета тепловой энергии в "адрес", чем нарушены положения ст.ст.11, 13 ФЗ от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно Государственному контракту от 01.11.2012 г. N на оказание услуг водоснабжения и водоотведения для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, ОАО "РЭУ" оказывает услуги теплоснабжения на объектах Минобороны России, в том числе в многоквартирных жилых домах военного городка N. В результате бездействия ответчиков нарушаются права граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, как потребителей услуг по тепловой энергии на начисление платы за коммунальные услуги в соответствии с объемами их потребления, а также интересы государства по созданию правовых, экономических и организационных основ стимуляции энергоснабжения и повышения экономической эффективности.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, открытое акционерное общество "Славянка".
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 07 августа 2015 года исковые требования военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены, на Минобороны России, ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, ОАО "Славянка", ОАО "РЭУ" возложена обязанность установить и ввести в эксплуатацию в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Минобороны России в многоквартирном жилом доме военного городка N по "адрес".
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России просит решение суда отменить как незаконное ввиду нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что у прокурора отсутствует право на обращение в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку не представлены доказательства отнесения жилых помещений в "адрес" к специализированному жилищному фонду Минобороны России, состав лиц, проживающих в "адрес" можно индивидуализировать. Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом. В силу абз. 5 п.1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Вопросы оснащения материально-технической базы Минобороны России приборами учета энергоресурсов относятся к компетенции Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России в соответствии с Положением данного Департамента от 22.04.2013 г. N 305. В структуру Департамента входит Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа.
В апелляционной жалобе ответчик ОАО "РЭУ" просит решение суда отменить как незаконное. Указывает, что в обязанности ОАО "РЭУ" входит поставка тепловой энергии, а не установка приборов учета. Надлежащими ответчиками по делу являются Минобороны России, в ведении которого находится жилой фонд военного городка N, и ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, которому данный жилой фонд передан в оперативное управление. Основной целью ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" в соответствии с Уставом является управление и распоряжение имуществом Вооруженных Сил по решениям Минобороны России. Уполномоченным собственником лицом - ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" не решался вопрос по установке общедомовых приборов учета и введению их в эксплуатацию. У ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" имеется обязанность по несению расходов на капитальный ремонт домов.
В апелляционной жалобе ответчик АО "Славянка" просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования прокурора к ФГКУ "Дальневосточное ТУИО". Указывает, что решение вынесено в отношении ненадлежащего ответчика, поскольку с 01.09.2014 г. наименование общества изменено на Акционерное общество "Славянка". Бремя содержания жилых помещений жилого фонда военного городка N лежит на собственнике - Минобороне России, и ФГКУ "Дальневосточное ТУИО", получившим квартиры в оперативное управление. Собственником многоквартирного дома вопрос по установке общедомовых приборов учета и введение их в эксплуатацию не решался.
Ответчики ОАО "РЭУ", ОАО "Славянка" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ответчиков ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ - Ли В.А., Минобороны России - Ефремова Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, прокурора Максименко Е.В., возражавшую против удовлетворения жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный жилой дом, расположенный в военном городке N по "адрес" относится к специализированному жилищному фонду и передан на балансовый учет ФГКУ "ДТУИО" Министерства обороны РФ в ходе реорганизации Пограничной квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны России.
В указанном многоквартирном жилом доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения).
Оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Министерства обороны РФ организаций на основании государственного контракта N от 01.11.2012 года осуществляет ОАО "РЭУ".
Управление имуществом многоквартирного дома осуществляет управляющая компания ОАО "Славянка", с которой 02.08.2010 г. Министерством обороны РФ заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ N.
Удовлетворяя исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 210, п. 4 ст. 214, п. 1 ст. 296 ГК РФ, ч.2 ст. 162 ЖК РФ, положениями Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", подп. "и", "к" п. 11, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, установив, что многоквартирный жилой дом "адрес", расположенный в военном городе N входит в состав специализированного жилищного фонда Минобороны России, в котором отсутствует общедомовой (коллективный) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), пришел к выводу о возложении обязанности по установке указанного прибора учета: на Министерство обороны РФ, как собственника специализированного жилищного фонда, в который входит "адрес"; на ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ, осуществляющее задачи по организации учета, контроля за сохранностью, использованием, управлением и распоряжением имуществом Вооруженных Сил РФ по решениям Минобороны России; на ОАО "Славянка", как организацию, обслуживающую спорный жилой дом, а также на ОАО "РЭУ" - ресурсоснабжающую организацию, в обязанности которых входит оснащение многоквартирного дома приборами учета используемого коммунального ресурса.
С решением суда в части удовлетворения требований к ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации, ОАО "РЭУ" судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
В силу ч. 9 ст. 13 указанного Федерального закона, ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу п. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются в том числе, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений.
Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, том числе, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из анализа названных правовых норм следует, что обязанность по надлежащему содержанию, в том числе установке, ремонту и замене приборов учета в многоквартирном доме и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к осуществлению поставок коммунальных ресурсов возлагается на управляющую организацию на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.
Согласно договору управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ N от 02.08.2010 г., ОАО "Славянка", осуществляя управление вышеуказанным многоквартирным домом, является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного жилого дома, и в силу закона должно обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции о возложении на Минобороны России и ФГКУ "ДТУИО" МО РФ, ОАО "РЭО" обязанности осуществить действия по установке и вводу прибора учета в эксплуатацию, не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неверном применении норм материального права, в связи с чем, решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным.
На основании п.п. 4, 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда в части удовлетворения требований к ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России, Минобороны России, ОАО "РЭУ" подлежит отмене с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к указанным ответчикам.
Доводы апелляционной жалобы ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" об отсутствии у прокурора права на предъявление указанных выше требований, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку обращаясь в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов жильцов многоквартирного дома с настоящим иском, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".
Довод апелляционной жалобы АО "Славянка" о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку с 01.09.2014г. наименование общества изменено на АО "Славянка", судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку изменение наименования общества не свидетельствует о преобразовании юридического лица.
Иные доводы жалоб выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, и основанием к отмене решения суда являться не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска от 07 августа 2015 года по делу по иску военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление", открытому акционерному обществу "Славянка" о возложении обязанности установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в части удовлетворения требований к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" отменить и принять в указанной части по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" о возложении обязанности установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) отказать.
В остальной части решение Кировского районного суда города Хабаровска от 07 августа 2015 года оставить без изменения.
Апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" удовлетворить.
Апелляционную жалобу акционерного общества "Славянка" оставить без удовлетворения.
Председательствующий: И.В. Верхотурова
Судьи: Ю.В. Моргунов
О.М. Шилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.