Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Кустовой С.В.
судей Тарасовой А.А.., Масловой Т.В.
при секретаре Чирковой А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2015 года в г.Хабаровске гражданское дело по исковому заявлению Черепанова В.Ф., Черепановой И.Ю,, Черепанова В.В., Иванова А.С. к Правительству Хабаровского края, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий( МЧС России) о возложении обязанности по выдаче жилищного сертификата на приобретение жилого помещения
по апелляционным жалобам Министерства финансов РФ, МЧС России и Черепанова В.Ф. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 04 августа 2015 года.
заслушав доклад судьи Масловой Т.В., пояснения истцов Черепанова В.Ф., Черепановой И.Ю., представителей ответчиков Правительства Хабаровского края Знаменской Т.И., МЧС России Кравец Т.Г., действующих на основании доверенностей, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черепанов В.Ф., Черепанова И.Ю., Черепанов В.В., Иванов А.С. обратились в суд с иском к Правительству Хабаровского края, Правительству РФ, Министерству финансов РФ, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возложении обязанности по выдаче жилищного сертификата на приобретение жилого помещения. В обоснование иска указав, что в результате чрезвычайной ситуации на территории Солнечного муниципального района Хабаровского края, дом, в котором они проживали, попал в зону затопления и признан непригодным для постоянного проживания. Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 24.07.2013г. признано право Черепанова В.Ф. на получение жилищного сертификата составом семьи 4 человека. Однако, до настоящего времени сертификат истцам не выдан. ГУ МЧС России по Хабаровскому краю сообщило, что произошедшая чрезвычайная ситуация признана межмуниципальной, вследствие чего, для выдачи сертификатов бюджетные ассигнования из резервного фонда не предоставляются. В связи с нарушением права на получение сертификата просит обязать ответчиков выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения семье, состоящей из 4 человек, общей площадью 72 кв.м., по текущей стоимости на момент выдачи сертификата.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 04 августа 2015 года исковые требования удовлетворены. Судом постановлено: Обязать Министерство финансов РФ выдать государственный жилищный сертификат семье, состоящей из 4 человек- Черепанова В.Ф., Черепановой И.Ю,, Черепанова В.В., Иванова А.С. на основании решения Правительства РФ, подготовленного Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения, в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата, утвержденного распоряжением Правительства Хабаровского края от 24 марта 2014г. N176-рп, в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995г. N982
В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указав на то, что процедура выдачи ГЖС состоит из нескольких этапов, которые предусматривают совершение определенных действий и подготовку соответствующих документов, в том числе предшествующих стадий. Судебное решение по гражданскому делу N2-2644/2013г. от 27.07.2013г. не возлагает на какой-либо орган обязанность по выдаче ГЖС, а устанавливает обязанность Правительства Хабаровского края рассмотреть вопрос об утверждении списка пострадавших, что охватывает первые два этапа- на уровне муниципального образования и на уровне субъекта РФ. Решение суда не соответствует порядку выдачи ГЖС установленному законодательством. Министерство финансов РФ осуществляет лишь выдачу бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ, который в течении 3-х дней заполняет бланки и производит их выдачу. ЧС имеет межмуниципальный характер и ликвидация последствий не может финансироваться из резервного фонда Правительства РФ.
В апелляционной жалобе МЧС России просит решение суда отменить, вынести новое решение. В обоснование доводов жалобы указав на то, что ситуация, сложившаяся на территории поселения муниципального района признана межмуниципальной, ликвидация последствий которой относиться к компетенции Хабаровского края и не может финансироваться из резервного фонда. У МЧС России нет оснований для внесения в Правительство РФ, согласованного в установленном порядке, проекта распоряжения Правительства РФ по вопросу выдачи Правительству Хабаровского края государственного жилищного сертификата истцам.
В апелляционной жалобе истец Черепанов В.Ф. просит изменить решение суда. В обоснование доводов жалобы указав, что все ответчики по данному делу должны участвовать в процедуре оформления документов, результатом которых является выдача ГЖС, в том числе и те которые были исключены судом из числа ответчиков.
Истец Черепанова И.Ю. поддержала доводы апелляционной жалобы Черепанова В.Ф.
В возражениях по доводам апелляционной жалобы истца Черепанова Правительство Хабаровского края просит решение суда оставить без изменения, указав, что Правительство края не осуществляет всю административную процедуру по выдаче ГЖС, исполнило решение суда по включению истцов в список и направлению его в МЧС России. Кроме того, в силу положений Порядка N982 к полномочиям Правительства края не относится выдача ГЖС.
В возражениях по доводам апелляционных жалоб третье лицо Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите просит решение суда оставить без изменения, указав, что Правительством каря в адрес МЧС России направлены утвержденные распоряжением Правительства Хабаровского края N176-рп от 24.03.2014г. списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС на получение ГЖС, в который включена семья Черепанова В.Ф., а также документы обосновывающие выделение ГЖС. Полномочными органами власти в данной ситуации являются федеральные органы власти Правительство РФ, МЧС России и Министерство финансов РФ, о чем правильно и объективно был сделан вывод суда первой инстанции.
В возражениях по доводам апелляционной жалобы МЧС России истец Черепанов В.Ф. указал, что выдача жилищных сертификатов на приобретение жилого помещения, утраченного в связи с ЧС, регламентируется нормативно-правовыми актами в которых четко прописаны полномочия и обязанности всех органов исполнительной власти, которые не ставятся в зависимость от характера ЧС.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч.2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Постановлением N561 от 07.06.1995г. "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", п.п. 5,6,9, 10 Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате ЧС, стихийных бедствий, террористических актов или пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Правительством РФ от 09.10.1995г. N982, установив, что истцы имеют право на получение ГЖС не зависимо от вида чрезвычайной ситуации, в результате которой истцы лишились жилого помещения, а органы исполнительной власти Хабаровского края не оспаривают право Черепанова В.Ф. на получение государственного жилищного сертификата, исполнили решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 24.07.2013г., утвердили распоряжением Правительства Хабаровского края N176-рп от 24.03.2014г. списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС на получение ГЖС, в который включена семья Черепанова В.Ф., а МЧС России на основании указанных списков не подготавливает и не вносит в Правительство РФ согласованный в установленном порядке проект распоряжения Правительства РФ по вопросу выдачи ГЖС Черепанову В.Ф., что в свою очередь препятствует Министерству Финансов РФ выдать бланк сертификата пришел к выводу о возложении обязанности по выдаче ГЖС на Министерство финансов РФ, отклонив требования истца о выдаче ГЖС предъявленные к Правительству РФ, МЧС РоссииСудебная коллегия оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции не усматривает.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Данное право основывается на гарантиях предоставления жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 N 832) государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Список в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 982 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2008 N 832), утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляется в МЧС России, которое после согласования списка направляет его в Минфин России для последующего погашения сертификатов.
Как следует из материалов дела истцы являются лицами, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия- наводнения, произошедшего в "адрес" 11.08.2011г, вследствие чего жилой дом истцов стал непригоден для проживания.
Распоряжением Правительства Хабаровского края N176-рп от 24.03.2014г. утвержден список граждан, лишившихся жилого помещения в результате ЧС межмуниципального характера, произошедшей в "адрес" 11.08.2011г. на получение ГЖС, в который включен Черепанов В.Ф. и его члены семьи.
Данный список Правительством Хабаровского края был направлен 01.04.2014г. в МЧС России.( л.д.52, 56).
Таким образом, Правительство Хабаровского края на территории которого произошла чрезвычайная ситуация выполнило действия указанные в ч. 2 пункта 6 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года N 982, утвердило названный выше список и направило его в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения на Правительство Хабаровского края обязанности о совершении действий, направленных на получение истцами ГЖС.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 9 октября 1995 года N 982, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Министерством финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Часть 2 п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 г. N 561 гласит, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации
То есть, основанием для выдачи Министерством финансов РФ бланка сертификата является решение Правительства РФ.
Как следует из материалов дела МЧС России 23.05.2014г. возвратило комплект документов Правительству Хабаровского края с указанием на отсутствие поручения Правительства РФ о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Хабаровского края в августе 2011г.( л.д.57, 58) признанной межмуниципальной чрезвычайной ситуацией, ликвидация последствий которой относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации в силу ст. 24 ФЗ РФ от 21.12.1994г. N68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Оценивая доводы апелляционной жалобы об отсутствии у МЧС России оснований для внесения в Правительство РФ, согласованного в установленном порядке, проекта распоряжения Правительства РФ по вопросу выдачи Правительству Хабаровского края государственного жилищного сертификата истцам судебная коллегия находит их несостоятельными, по следующим основаниям.
Согласно классификации, содержащейся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в зависимости от количества людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, границ ее распространения и размера материального ущерба выделяются чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера.
Финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального и федерального характера, включая погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате указанных чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (пункт 1 и подпункт "а" пункта 4 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110).
Таким образом, погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе межмуниципального характера осуществляется за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Учитывая указанные выше нормы права, суд первой инстанции, исходя из заявленных исковых требований, пришел к обоснованному выводу о возложении на Министерство Финансов РФ обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, были предметом рассмотрения в ходе судебного заседания суда первой интонации, им дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 04 августа 2015 года -оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов РФ, Главного управления МЧС России и Черепанова В.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Кустова
Судьи: А.А.Тарасова
Т.В. Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.