Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кочуковой Г.Н.
судей Пестовой Н.В.
Сенотрусовой И.В.
при секретаре Зверевой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Васильева В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 08 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Кочуковой Г.Н., судебная коллегия
установила:
Васильев В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 01.10.1976г. по 07.05.1977г. работал в средней школе с.Шереметьево в должности "данные изъяты", с 31.07.1983г. по 14.07.1983г. в должности пионервожатого, с 15.07.1983г. по 09.09.1984г. и с 15.10.1985г. по 14.05.1986г. в должности "данные изъяты" в Вяземской школе-интернате N5 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 08.04.2015 г. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", которая была назначена ему 22.04.2015г., однако решением N 13-03/79 от 22.07.2015г. выплата пенсии прекращена в связи с выявленным недостаточным исчислением специального стажа. Считает указанное решение незаконным.
Просил суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края N от 22.07.2015г. о прекращении выплаты пенсии.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 08 сентября 2015 года исковые требования Васильева В.А. удовлетворены.
Постановлено признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края N от 22.07.2015г. о прекращении выплаты пенсии Васильеву В.А.
За Васильевым В.А. признано право на досрочное назначение пенсии по старости со дня его первоначального обращения с заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края в пользу Васильева В.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж периода работы в должности педагога дополнительного образования с 25.01.1993г. по 08.04.2015г., ссылаясь его незаконность и необоснованность, существенное нарушение норм материального права. Указывает, что судом необоснованно применен Список должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. N1067, и принято решение о зачете в специальный стаж периода работы в должности педагога дополнительного образования, не поименованной Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 463.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Васильев П.А. в период с 11.01.1990г. до 15.04.2015г. осуществлял педагогическую деятельность в должности методиста по туристическо-краеведческой работе в районном Доме пионеров и школьников, реорганизованном 24.09.1992г. в МОУ ДОД "Детский юношеский центр". Занимаемая Васильевым В.В. должность переименована с 25.01.1993г. на "педагог дополнительного образования".
08 апреля 2015г. Васильев В.А. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края от 22.04.2015г. истцу назначена трудовая пенсия по старости, однако решением от 22.07.2015г. N выплата пенсии прекращена со ссылкой на отсутствие специального стажа педагогической работы требуемой продолжительности.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (статья 8).
Статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на тех или иных должностях в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях (Определение Конституционного Суда РФ от 27.10.2015 N 2396-О).
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях") списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов такой работы.
Должность педагога дополнительного образования учреждения дополнительного образования вышеуказанным списком предусмотрена.
Ранее действовавшим Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" включение такого периода в специальный стаж предусмотрено не было.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", данная должность засчитывалась в льготный стаж при условии работы в учреждении дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).
При этом пунктом 3 вышеуказанного постановления от 22 сентября 2009г. установлено, что работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления, засчитывается в выслугу за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. Периоды работы в этих должностях и учреждениях начиная с 1 января 2001 г. засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, и (или) пунктами 1 - 14 раздела "Наименование учреждений" и пунктом 1 "Наименование должностей" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 15 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления. Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу что истец, работая в период с 25.01.1993г. по 08.04.2015г. в должности педагога дополнительного образования в МОУ ДОД "Детский юношеский центр", предусмотренный вышеуказанными Списками, сохранил за собой право применить правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ N1067 от 22.09.1999г., и данный период работы подлежит зачету в специальный трудовой стаж.
В остальной части решение суда не обжалуется.
Судебная коллегия находит, что при разрешении спора суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции; основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
Никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены решения суда, по доводам, указанным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 08 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в районе имени Лазо Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи Н.В. Пестова
И.В. Сенотрусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.