Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А. Разуваевой,
судей И.И.Хуснутдиновой, И.К.Ющенко
при секретаре Ю.Л.Гладких
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 декабря 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Савиновой А. Н. на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 22 сентября 2015 года по исковому заявлению Савиновой А. Н. к Министерству обороны РФ, федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о расприватизации жилого помещения, возложении на ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ обязанности по принятию жилого помещения в собственность.
Заслушав доклад судьи Разуваевой Т.А., пояснения Савиновой А.Н., ее представителя Тайорова М.Н., представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ Червенко К.Г., представителя ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ Заверяева А.Н., судебная коллегия
установила:
Савинова А.Н. обратилась с иском к Министерству обороны РФ, федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о расприватизации жилого помещения, возложении на ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ обязанности по принятию жилого помещения в собственность. В обоснование своих требований указала, что в феврале 2015 года она обратилась с заявлением к руководителю ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о передаче принадлежащей ей на праве собственности однокомнатной квартиры, расположенной по "адрес", и последующем заключении с ней договора найма специализированного жилого помещения по этому же адресу. Данное жилье до приватизации принадлежало на праве оперативного управления Бикинской КЭЧ и было ей передано в безвозмездное пользование по соответствующему договору. В последующем в 2010 году управление жилищным фондом, расположенным на территории указанного Восточного городка, было передано ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ. Указанное заявление осталось без ответа, при этом при личном обращении ей было разъяснено, что поскольку нет нормативных актов, регламентирующих порядок передачи жилых помещений, принадлежащих гражданам, в Министерство обороны РФ, то ее заявление не будет реализовано до разрешения вопроса расприватизации в судебном порядке. В связи с тем, что вышеуказанное жилое помещение находится на территории закрытого военного городка и при увольнении с военной службы ею будет избрано иное место постоянного жительства, и указанная квартира ей не будет нужна, а Министерство обороны РФ сможет распорядиться этой квартирой более рационально, предоставив его военнослужащему, проходящему военную службу в данном населенном пункте на время службы, считает необоходимым данную квартиру расприватизировать в судебном порядке.
Определением судьи Бикинского городского суда Хабаровского края от 13 августа 2015 года к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство обороны РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 22 сентября 2015 года в удовлетворении исковых требований Савиновой А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Савинова А.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Считает, что при вынесении решения судом дана неверная оценка собранным по делу доказательствам. Указывает на то, что спорная квартира ей была предоставлена в связи с прохождением военной службы по контракту Бикинской КЭЧ МО РФ в качестве служебного жилого помещения в закрытом военном городке. Договор приватизации был заключен 26 января 1995 года также с Бикинской районной КЭЧ МО РФ. Правопреемником Бикинской КЭЧ являются ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, которым жилой фонд передан в оперативное управление на основании приказа Министерства обороны РФ. Таким образом, до настоящего времени Министерство обороны РФ управляет спорным жилым помещением, как и всем жилым фондом Восточного военного городка города Бикина. Полагает, что имеет право вернуть приватизированное жилое помещение той стороне, которая передала его ей в собственность по договору приватизации, то есть Бикинской КЭЧ, правопреемниками которой являются в настоящее время ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, и они обязаны принять у нее указанное жилье. Считает, что выводы суда о том, что она вправе сдать жилье администрации городского поселения "Город Бикин" Хабаровского края противоречат собранным доказательствам, поскольку спорное жилое помещение имеет специфический статус и находится в оперативном управлении Министерства обороны РФ, следовательно, и его возврат должен быть произведен именно соответствующим органам Министерства обороны РФ.
В дополнении к апелляционной жалобе Савинова А.Н. указывает на то, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ готов принять принадлежащую ей квартиру, однако причиной отказа в удовлетворении ее заявления явилось отсутствие правового механизма урегулирования данной процедуры. Кроме того, суд пришел к неправильному выводу о том, что она может расприватизировать жилье путем передачи его в собственность, только администрации городского поселения "Город Бикин" Хабаровского края, поскольку не учел обстоятельства того, что спорная квартира находится и находилась на территории закрытого военного городка. При этом никакого отношения вышеуказанная администрация к жилью закрытого военного городка не имеет. Считает, что поскольку суд ссылается на это в решении, то должен был привлечь к участию в деле администрацию городского поселения "Город Бикин" Хабаровского края в качестве третьего лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что 26 января 1995 года между Бикинской районной квартирно-эксплуатационной частью МО РФ и Савиновой А.Н. заключен договор на передачу в собственность квартиры, состоящей из 1 комнаты, общей площадью 32,55 квадратных метров, расположенной по "адрес".
Согласно свидетельству о государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ серии N, выданному на основании договора на передачу квартиры в собственность от 26 января 1995 года N Хабаровским краевым учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Савинова А.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по "адрес".
Таким образом, приватизация 26 января 1995 года осуществлялась гражданином в отношении жилого помещения государственного жилищного фонда, переданного в хозяйственное ведение Бикинской районной квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны РФ, уполномоченной на тот период принимать решение о приватизации жилого помещения.
В связи с реорганизационными мероприятиями жилищный фонд, в котором расположена и квартира "адрес", приказом Министра обороны РФ "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений" МО РФ закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
В соответствии с пунктом 71 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны РФ уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Из пункта 17 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 8,0 военнослужащий может сдать, а Министерство обороны РФ принять и в последующем перераспределить иным военнослужащим жилые помещения, не находящиеся в собственности граждан.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования истца о расприватизации принадлежащего ей жилья и возложении обязанности на ответчика о принятии спорного жилья в собственность на основании статьи 9.1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 9.1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года N 1541-1 граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку спорное жилое помещение истцу было предоставлено по договору социального найма, впоследствии истцом оно было приватизировано и является единственным местом постоянного проживания, и принимая во внимание, что истец не состоит в списке военнослужащих, принятых на учет нуждающейся в жилых помещениях, изъявила желание отказаться от договора приватизации квартиры, то оснований для заключения и последующего предоставления истцу расприватизированного жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 9.1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда РФ" не возникло.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда о том, что она может передать спорное жилое помещение в собственность только администрации городского поселения "Город Бикин", так как спорная квартира находится и находилась на территории закрытого военного городка, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку на момент приватизации жилого помещения Савиновой А.Н. органы военного управления не обладали полномочиями по включению жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, квартира на момент предоставления истцу не входила в число служебных квартир и не отнесена к жилищному фонду Министерства обороны РФ, в связи с чем, указанное жилое помещение может быть передано в собственность лишь администрации городского поселения "Город Бикин" Хабаровского края исходя из положений Закона РФ "О приватизации жилищного фонда РФ".
Довод апелляционной жалобы о том, что суд должен был привлечь к участию в деле администрацию городского поселения "Город Бикин" Хабаровского края в качестве третьего лица, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку основан на неверном применении норм процессуального права.
Исходя из вышеуказанного и принимая во внимание то, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия считает, что оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 22 сентября 2015 года по исковому заявлению Савиновой А. Н. к Министерству обороны РФ, федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о расприватизации жилого помещения, возложении на ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ обязанности по принятию жилого помещения в собственность оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Т.А. Разуваева
Судьи И.И.Хуснутдинова
И.К.Ющенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.