Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего С.В. Кустовой
судей Р.В. Лукьянченко, А.А. Тарасовой
при секретаре А.Г. Чирковой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию "Аэропорты Дальнего Востока" об обеспечении здравпункта аэровокзала аэропорта "Охотск" медицинскими изделиями, по апелляционной жалобе ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения представителя Дальневосточной транспортной прокуратуры Ю.Н. Марченко, представителя ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" В.Ю. Кривошеина, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" об обеспечении здравпункта аэровокзала аэропорта "Охотск" медицинскими изделиями.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проведения проверки соблюдения ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" законодательства о защите прав пассажиров на воздушном транспорте, в том числе и при оказании медицинских услуг в аэропорту Охотск, выявлены нарушения законодательства об основах охраны здоровья граждан и безопасности полетов в гражданской авиации. Во исполнение п. 53 Плана мероприятий, направленных на реализацию Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 г. N 641-р приказом Минтранса России от 27.03.2012 г. N 81 утверждены Требования к здравпункту аэровокзала гражданской авиации. В силу п. 2 Приказа Минтранса России от 27.03.2012 г. N 81 для полноценного функционирования в здравпункте аэровокзала должны быть обеспечены условия для исполнения дежурными медицинскими работниками своих функциональных обязанностей. В нарушение п.п. 4, 7, 12, 13, 19, 36, 38, 39, 48, 51, 54, 56; 57, 61, 68, 70, 81 Приложения N 1 к Требованиям в здравпункте отсутствуют: 1 комплект медицинский (укладка) для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на особо опасные инфекционные болезни; 1 дефибриллятор с монитором автоматический (с автономным питанием); в здравпункте отсутствуют 2 глюкометра; 5 комплектов наборов реагентов для иммунохроматографического выявления психоактивных веществ, наркотических соединений и их метаболитов; 2 шприца инсулиновых однократного применения; кровоостанавливающие зажимы однократного применения: 2 зубчатых прямых N 1 160 мм, зубчатый изогнутых N 1 158 мм, одно-, двузубый N 1 160 мм, одно-, двузубый прямой N 2 162 мм; 2 скобки Мишеля; 2 пинцета для наложения скобок Мишеля; 2 пары костылей; 1 пузырь для льда; 1 поильник; 1 стол манипуляционный; 1 шкаф для медикаментов; 1 утка; медицинская ширма; 2 противочумных костюма; 1 щит спинальный с устройством для фиксации головы проницаемый для рентгеновских лучей и магнитных полей с фиксирующими ремнями. Для устранения указанных нарушений прокурором ранее 30.05.2014 г. был подан иск с аналогичными требованиями к КГУП "Хабаровские авиалинии", который 24.07.2014 г. решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края был удовлетворен. Апелляционным определением судебной коллегии Хабаровского краевого суда от 17.10.2014 г. указанное решение суда было оставлено без изменения. Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2014 г. N 1114-р ФКП "Аэропорты Приамурья" переименовано в ФКП "Аэропорты Дальнего Востока", при этом в его Устав внесены изменения, согласно которым аэропорт Охотск является филиалом ФКП "Аэропорты Дальнего Востока", в связи с чем 26.12.2014 г. внесены изменения в Устав КГУП "Хабаровские авиалинии" в части исключения аэропорта Охотск из числа его филиалов. По договору N от 09.10.2014 г. КГУП "Хабаровские авиалинии" передало в безвозмездное пользование ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" все имущество аэропорта Охотск. КГУП "Хабаровские авиалинии" обратилось с заявлением о прекращении исполнительного производства по решению Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 24.07.2014 г., которое было рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 24.07.2014 г. не исполнено в полном объеме. Выявленные нарушения законодательства указывают на необеспеченность руководством авиакомпании дежурным медицинским работникам условий для исполнения ими своих функциональных обязанностей, что в свою очередь противоречит основным принципам охраны здоровья в РФ, таким как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этим правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи. На основании изложенного, прокурор просил суд обязать ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить здравпункт аэровокзала аэропорта Охотск медицинскими изделиями, предусмотренными минимальными нормами оборудования здравпункта аэровокзала, утвержденными приказом Минтранса России от 27.03.2012 г. N 81, указанными выше.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 сентября 2015 года исковые требования Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора удовлетворены.
На ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить здравпункт аэровокзала аэропорта Охотск медицинскими изделиями, предусмотренными минимальными нормами оборудования здравпункта аэровокзала, утвержденными приказом Минтранса России от 27.03.2012 г. N 81, а именно указанными в п.п. 4, 7, 12, 13, 19, 36, 38, 39, 48, 51, 54, 56; 57, 61, 68, 70, 81 Приложения N 1 к Требованиям.
В апелляционной жалобе ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" просит решение суда отменить, принять решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что согласно Уставу ответчик не является медицинской организацией, медицинская деятельность отнесена к дополнительным видам коммерческой деятельности и не является обязательной. В период переоформления лицензии, которая в настоящее время находится в заключительной стадии, медицинская деятельность медпункта не осуществлялась и не осуществляется. Кроме того, согласно разъяснению Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России решение о наличии здравпункта в аэропортах с пропускной способностью менее 300 пассажиров в час принимает руководитель аэропорта. За период с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. аэропорт Охотск в среднем в день обслужил 57 пассажиров. В связи с чем создание и открытие медпункта при пассажиропотоке менее 300 пассажиров в час не является обязательным, а, следовательно, требования к здравпункту аэровокзала гражданской авиации относиться к аэропорту Охотск, не могут.
В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор полагает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья граждан основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса РФ воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В подпункте "п" пункта 5.1 Отраслевого стандарта ОСТ 54-1-283.02-94 "Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах Основные требования", утвержденного Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 13.10.1994 г. указано, что пассажирам в медпунктах аэропорта должна оказываться неотложная и первая медицинская помощь, как одна из обязательных бесплатных услуг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. N 641-р утверждена Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.
Во исполнение п. 53 Плана мероприятий, направленных на реализацию Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. N 641-р приказом Минтранса России от 27.03.2012 г. N 81 утверждены Требования к здравпункту аэровокзала гражданской авиации, которые содержат минимальный перечень оснащения, перечень и площади помещений здравпункта аэровокзала.
В соответствии с п. 3 Приказа Минтранса России N 81 здравпункт (врачебный, фельдшерский) аэровокзала создается в зависимости от численности обслуживаемого контингента, пропускной способности аэровокзала и количества работников аэропорта в смене.
В силу п. 2 Приказа Минтранса России N 81 для полноценного функционирования в здравпункте аэровокзала должны быть обеспечены условия для исполнения дежурными медицинскими работниками своих функциональных обязанностей.
Из материалов дела следует, что согласно п. 9 Устава ФКП "Аэропорты Дальнего Востока", предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропортов, посадочных площадок и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей ей деятельности.
Согласно п. 8 Устава, ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" имеет филиалы и представительства, в том числе филиал "Аэропорт Охотск".
В силу п. 2.3.3 Положения об аэропортах Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса России от 01.11.1995 г. N ДВ-121, аэропорт Охотск относится к аэропортам местных воздушных линий. Основным перевозчиком в аэропорту Охотск является КГУП "Хабаровские авиалинии", выполняющим полеты по маршрутам Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Охотск - Николаевск-на-Амуре - Хабаровск.
Судом первой инстанции установлено, что в аэропорту Охотск расположен стартовый медпункт, выполняющий, в том числе, функцию здравпункта аэровокзала гражданской авиации.
Вместе с тем установлено, что в нарушение п.п. 4, 7, 12, 13, 19, 36, 38, 39, 48, 51, 54, 56; 57, 61, 68, 70, 81 Приложения N 1 к Требованиям в здравпункте отсутствуют: 1 комплект медицинский (укладка) для забора материала от людей и из объектов окружающей среды для исследования на особо опасные инфекционные болезни; 1 дефибриллятор с монитором автоматический (с автономным питанием); в здравпункте отсутствуют 2 глюкометра; 5 комплектов наборов реагентов для иммунохроматографического выявления психоактивных веществ, наркотических соединений и их метаболитов; 2 шприца инсулиновых однократного применения; кровоостанавливающие зажимы однократного применения: 2 зубчатых прямых N 1 160 мм, зубчатый изогнутых N 1 158 мм, одно-, двузубый N 1 160 мм, одно-, двузубый прямой N 2 162 мм; 2 скобки Мишеля; 2 пинцета для наложения скобок Мишеля; 2 пары костылей; 1 пузырь для льда; 1 поильник; 1 стол манипуляционный; 1 шкаф для медикаментов; 1 утка; медицинская ширма; 2 противочумных костюма; 1 щит спинальный с устройством для фиксации головы проницаемый для рентгеновских лучей и магнитных полей с фиксирующими ремнями.
Разрешая исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что здравпункт аэропорта Охотск не соответствует минимальному перечню оснащения средствами гигиены и медикаментов, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
При этом суд первой инстанции, верно указал на то, что законодательством РФ зависимость получения лицензии от оказания медицинских услуг сторонними организациями или для собственных нужд предприятия не установлена, поэтому судебной коллегией отклоняет довод апелляционной жалобы о необходимости получения лицензии.
Медпункт аэропорта Охотск создан и осуществляет свою деятельность, что подтверждается актом N проверки обеспечения медпункта аэровокзала аэропорта Охотск медицинскими изделиями от 28.05.2015 г., выпиской из штатного расписания ФКП "Аэропорты Дальнего Востока", в связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что медицинская деятельность медпункта не осуществлялась и не осуществляется несостоятелен.
Довод апелляционной жалобы о том, что аэропорт Охотск является аэропортом с пропускной способностью менее 300 пассажиров в час, в связи с чем создание медпункта не обязательно, медпункт создается на основании приказа руководителя аэропорта не нашел своего подтверждения, поскольку медпункт создан, осуществляет деятельность, соответствующего акта руководителя предприятия о прекращении деятельности медпункта не издавалось.
Таким образом, доказательств наличия обстоятельств, препятствующих оснащению здравпункта аэровокзала Охотска медицинскими изделиями, установленных в законном порядке, и служебно-бытовым инвентарем согласно минимальным нормам оборудования здравпункта аэровокзала Охотска, ответчиком не представлено.
Суд первой инстанции дал правильную правовую оценку всем доказательствам и верно применил к установленным правоотношениям нормы материального права, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и по существу направлены на иное толкование норм права, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленного судом решения.
Судебная коллегия полагает постановленное по делу решение суда законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 29 сентября 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию "Аэропорты Дальнего Востока" об обеспечении здравпункта аэровокзала аэропорта "Охотск" медицинскими изделиями оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Кустова
Судьи Р.В. Лукьянченко
А.А. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.