Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А.Чемякиной
судей Е.П. Иском, О.Ю.Поздняковой
при секретаре А.С.Солоха,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 декабря 2015 года административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "ЧОП "Хабаровский Алекс" к администрации г.Хабаровска о признании незаконными постановления администрации г. Хабаровска от 04.06.2015 г. N 1924, 1926 о признании домов аварийными и подлежащими реконструкции, заключения межведомственной комиссии от 21.04.2015 г. N 277, N 278 о выявлении оснований для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащим реконструкции, возложении обязанностей по совершению определенных действий, по апелляционной жалобе администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 02 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения представителя администрации г.Хабаровска Чагай А.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "ЧОП "Хабаровский Алекс" обратился в суд с административным иском к администрации г.Хабаровска о признании незаконными постановлений администрации г.Хабаровска от 04.06.2015 г. N 1924, 1926 о признании домов аварийными и подлежащими реконструкции, заключения межведомственной комиссии от 21.04.2015 г. N 277, N 278 о выявлении оснований для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащим реконструкции, возложении обязанностей по совершению определенных действий. В обоснование заявленных требований указало, что администрацией г.Хабаровска 04.06.2015 г. вынесены постановления о признании домов "адрес" аварийными и подлежащими реконструкции. Постановления изданы на основании заключений межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции. С указанными нормативными актами общество не согласно, так как заключения межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания домов "адрес" аварийными и подлежащими реконструкции являются незаконными, изготовлены с нарушением порядка, установленного Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47. В состав межведомственной комиссии не были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, также эксперты проектно-изыскательских организаций. Собственник многоквартирных домов к работе комиссии также не привлекался. Заключения и оспариваемые постановления администрации г.Хабаровска, основаны только на заключениях специалистов, предоставленных вместе с заявлением собственником домов. Указанные заключения содержат сведения о том, что специалистом выявлена неравномерная осадка домов, выпучивание и проседание полов, окна домов расположены на разных уровнях, одни ниже уровня земли, другие над землей. Данные обстоятельства свидетельствуют об утрате фундаментами своей первоначальной несущей способности. При наличии таких обстоятельств многоквартирные дома в силу п.38 Положения подлежат признанию аварийными и подлежащими сносу. Полагает, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным требования Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, не проводился даже визуальный осмотр. Межведомственной комиссией необходимая работа проведена не была, в связи с чем необходимо повторное обследование многоквартирных домов "адрес".
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 18.09.2015 г. к участию по делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Бараненко И.И., Бараненко Е.И., Китаев А.М., Ефремова А.В., Долбилкина В.А., Смирнова Е.А., Васильева Л.Г., Дорофеева И.А., Дорофеева И.Н., Степина И.С., Степина С.А.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 02 октября 2015 года заявленные требования удовлетворены. Постановление администрации г.Хабаровска от 04.06.2015 г. N 1924, N 1926 о признании домов "адрес" аварийными и подлежащими реконструкции, заключения межведомственной комиссии от 21.04.2015. N 277, N 278 о выявлении оснований для признания многоквартирных домов "адрес" аварийными и подлежащими реконструкции признаны незаконными. На администрацию г.Хабаровска возложена обязанность повторно межведомственной комиссией в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия многоквартирных домов "адрес", требованиям, установленным Положением"О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Хабаровска с вынесенным решением не согласна. Указывает, что заключения межведомственной комиссии от 21.04.2015 г. N 227, N 228 получены представителем ООО "ЧОП" Хабаровский Алекс" 14.05.2015 г., а административное исковое заявление подано только 28.08.2015 года, в связи с чем заявителем пропущен установленный ст. 219 КАС РФ, трехмесячный срок для подачи административного искового заявления о признании незаконными заключений межведомственной комиссии. Считает, что суд необоснованно, указал что заключения и постановления администрации города взаимосвязаны между собой, срок давности следует исчислять не с момента получения заключений межведомственной комиссии, а с момента получения оспариваемых постановлений с 05.06.2015 года. Полагает, что срок подачи искового заявления о признании незаконными заключений комиссии следует исчислять именно с того, момента, когда юридическое лицо узнало о нарушении прав оспариваемым заключением. Пропуск установленного срока для обращения с исковым заявлением является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлялось. Указывает, что положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащими сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, не предусмотрено обязательное составление акта обследования помещения. В связи с чем, отсутствие такого акта не является нарушением процедуры принятия заключения. Проверка фактического состояния здания была проведена АНО "Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы". Не привлечение экспертов к работе комиссии не является нарушением процедуры составления заключения. Не привлечении к участию в работе комиссии собственника жилых домов - ООО "ЧОП "Хабаровский Алекс", не свидетельствует о незаконности принятого комиссией решения, поскольку собственник дома не обладает правом решающего голоса при принятии комиссией итогового решения. Просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступало.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ЧОП Хабаровский Алекс" является собственником жилых домов, расположенных "адрес"
Заключениями межведомственной комиссии N 277 от 21.04.2015 г., N 278 от 21.04.2015 г. выявлены основания для признания многоквартирных домов N 59, N 59 "а" по ул. Калинина в г.Хабаровске аварийными и подлежащими реконструкции. Данные заключения получены представителем административного истца 14.05.2015 года.
Постановлениями администрации г.Хабаровска от 04.08.2015 г. N 1924, N 1926 дома "адрес" признаны аварийными и подлежащими реконструкции. Собственнику домов ООО "ЧОП "Хабаровский Алекс" рекомендовано принять решение о дальнейшем использовании домов, обеспечить безопасную эксплуатацию домов для жизни и здоровья граждан. Указанные постановления получены представителем общества 05.06.2015 г.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, ввиду того, что процедура оценки жилых домов произведена с существенными нарушениями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции как основанными на правильном применении норм материального права, верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Согласно ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 7 данного Положения межведомственная комиссия создается в целях признании помещения жилым помещением, пригодным (не пригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в установленном порядке.
В силу указанного пункта Положения к работе комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Таким образом, не привлечение межведомственной комиссией собственника жилого помещения к работе комиссии в нарушение установленного Положением порядка, привело к нарушению законных прав собственника, невозможности повлиять на решение комиссии путем заявления о проведении дополнительных обследований. Из материалов дела следует, что межведомственной комиссией не привлекался к работе комиссии собственник жилых домов ООО "ЧОП "Хабаровский Алекс".
В соответствии с пунктом 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки устанавливается пунктом 44 Положения и включает в себя: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Судом установлено, что процедура оценки жилого дома межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку несмотря на то, что у межведомственной комиссии имелись заключения, свидетельствующие о наличии оснований для всестороннего и полного обследования указанных домов, акт визуального обследования домов и других видов контроля межведомственной комиссией не составлялся, эксперты к участию в заседании комиссии не привлекались, мнение специалистов-экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций при принятии решения межведомственной комиссией не испрашивалось. Выводы межведомственной комиссии, изложенные в оспариваемых заключениях, постановлениях, не подтверждены каким-либо техническим заключением о целесообразности проведения работ по реконструкции домов, стоимости этих работ. Данные обстоятельства являются основанием для признания оспариваемых заключений и постановлений незаконными.
В материалах дела имеется заключение от 16.12.2013 г. АНО "Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы", согласно которому техническое состояние дома "адрес" признано аварийным, так как выявленные деформации и повреждения свидетельствует об исчерпании несущей способности конструкций, фундаментов, стен. Наличие сырости, множественных грибковых образований по конструкциям дома оказывает вредное влияние на организм человека. Проседание печей, трещины, нарушение целостности кладки печей, дымовых труб создает пожароопасную ситуацию и опасность отправления угарным газом.
Заключением от 18.12.2013 г. АНО "Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы", техническое состояние дома "адрес" признано аварийным, так как выявленные деформации и повреждения свидетельствуют об исчерпании несущей способности конструкций фундаментов, стен, перекрытий. Кровля не выполняет своей основной функции - защиты здания от проникновения атмосферных осадков. Проседание печи, трещины, повреждения печи, дымовой трубы создают пожароопасную ситуацию и опасность отправления угарным газом.
Согласно представленного экспертного заключения от 19.06.2012 г. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае", жилые дома расположенные "адрес" не соответствуют СанПин 2.1.1.2645-10 "Санитарно-эпидемиологических требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Согласно заключению специалиста ООО "Независимая экспертиза и оценки" N 378 от 20.07.2015 г. текущее техническое состояние конструкций жилых домов "адрес" - аварийное.
В конструктивных элементах, включая состояние грунтов основания, имеются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, и крены, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Эксплуатация заданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций не допускается, устанавливается обязательный режим мониторинга. Величина физического износа исследуемых домов составляет более 70 %. При физическом износе более 60% ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь после проведения охранных мероприятий или при полной замене конструктивного элемента, примерная стоимость ремонта 90-120 % от восстановительной стоимости объекта. Для исследуемых домов с физическим износом более 70 % проведение капитального ремонта (реконструкции) экономически нецелесообразно.
Оценивая установленные обстоятельства, руководствуясь Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, суд обосновано признал оспариваемые заключения и постановления незаконными и возложил на администрацию г.Хабаровска провести оценку соответствия многоквартирных домов "адрес" требованиям, установленным "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 с соблюдением процедуры проведения оценки, указанной в Положении.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильной оценке, установленных по делу обстоятельств и правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Хабаровска о том, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме не обладают правом решающего голоса при принятии межведомственной комиссией заключения, указанный вывод суда не опровергают, поскольку было нарушено право собственников ходатайствовать о проведении дополнительного обследования и испытания, в соответствии с п. 46 Положения.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "ЧОП "Хабаровский Алекс" пропустил трехмесячный срок для подачи административного искового заявления, судом первой инстанции был оценен и опровергнут, в связи с чем, признается несостоятельным.
Фактически доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора, судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. Судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения суда не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 02 октября 2015 года по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "ЧОП "Хабаровский Алекс" к администрации г.Хабаровска о признании незаконными постановлений администрации г. Хабаровска от 04.06.2015 г. N 1924, 1926 о признании домов аварийными и подлежащими реконструкции, заключения межведомственной комиссии от 21.04.2015 г. N 277, N 278 о выявлении оснований для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащим реконструкции, возложении обязанностей по совершению определенных действий - оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Хабаровска -без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И.А. Чемякина
Судьи Е.П. Иском
О.Ю.Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.