Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Веселой И.Н., Вениченко О.В.,
при секретаре Райковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ляхова И.А. к Министерству здравоохранения Республики Хакасия, прокуратуре г.Черногорска, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании имущественного вреда и компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе истца Ляхова И.А. на решение Абаканского городского суда от 09 сентября 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Веселой И.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ляхов И.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Хакасия, прокуратуре г.Черногорска, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании имущественного вреда в размере 1332 руб. 20 коп., компенсации морального вреда в размере 55000 руб. с каждого ответчика. Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ врачом городской поликлиники N для предоперационного лечения ему были выписаны бесплатные лекарственные препараты: "наименования". В связи с отсутствием в аптеках лекарственных препаратов для льготников он вынужден был приобрести их за собственные денежные средства. С целью их возврата обратился к главе г.Черногорска. Обращение было переадресовано министру здравоохранения РХ, который в ответе указал, что указанные лекарственные препараты не входят в стандарт лечения имеющегося у Ляхова И.А. заболевания. Прокурором оснований для прокурорского реагирования на заявление Ляхова И.А. по данному вопросу не установлено. Полагал, что медицинские препараты он должен получать бесплатно.
В судебном заседании истец Ляхов И.А. настаивал на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика помощник прокурора г.Черногорска Юрченко О.Н. иск не признала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Ляхов И.А. оформлен на региональную льготу с диагнозом "диагноз". Между тем назначенные ему лекарственные препараты не входят в утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2014 года N 721 Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в стандарт лечения больных артериальной гипертонией.
Представители ответчиков Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РХ в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Решением Абаканского городского суда от 09 сентября 2015 года в удовлетворении иска отказано.
С решением не согласился истец Ляхов И.А. В апелляционной жалобе он просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Приводя обстоятельства дела, ссылается на наличие у него права на бесплатное получение лекарственных препаратов, назначенных ему не в связи с артериальной гипертонией, а в связи с другими диагнозами, которые также дают право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Обращает внимание на необходимость принимать указанные препараты пожизненно. Указывает, что отказ в выдаче лекарственных препаратов был мотивирован неправильным кодированием рецептов, а не отсутствием у него права на их получение.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор г.Черногорска выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК РФ).
Статья 15 названного кодекса закрепляет, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Таким образом, для применения ответственности, предусмотренной ст.ст.15, 16, 151, 1069 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда (соответственно имущественного и (или) морального), противоправное поведение причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) последнего и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Как установлено судом, Ляхов И.А. является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д. 7).
16 января 2015 года лечащим врачом ему были выписаны лекарственные препараты: "наименования" (л.д. 48-49), которые в тот же день он приобрел за свой счет, затратив 1 131 руб., что подтверждается товарным и кассовым чеками (л.д. 46-47).
Обращение Ляхова И.А. в администрацию города Черногорска по вопросу наличия медикаментов в льготной аптеке переадресовано министру здравоохранения Республики Хакасия для рассмотрения, принятия мер и дачи ответа (л.д. 25). ДД.ММ.ГГГГ исполняющей обязанности министра здравоохранения Республики Хакасия Т.Е.А. истцу дан ответ (л.д.26), согласно которому он отказался от набора социальных услуг в части льготного лекарственного обеспечения, в ноябре 2014 года оформлен на региональную льготу с диагнозом: "диагноз". Лекарственные препараты: "наименования", - не входят в стандарт лечения артериальной гипертонии, утвержденный приказом Минздрава России от 09 ноября 2012 года N 708н.
При обращении истца в прокуратуру Республики Хакасия в связи с отказом в возмещении затрат на приобретение вышеуказанных препаратов прокуратурой г.Черногорска проведена проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ Ляхову И.А. дан ответ об отсутствии оснований для применения мер прокурорского реагирования (л.д. 63-64).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Ляхов И.А. указывал на незаконность вышеуказанных ответов Министерства здравоохранения РХ и прокуратуры, поскольку он имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов, приобретенных им за свой счет ДД.ММ.ГГГГ.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, положения Федерального закона "О государственной социальной помощи" и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку доказательств, подтверждающих противоправность действий (бездействия) органов государственной власти в ходе судебного разбирательства не получено.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда ввиду следующего.
Материалами дела подтверждается, что Ляхов И.А. получает ежемесячную денежную выплату как инвалид II группы III степени и в 2015 году имеет право на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Он не имеет права на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам в связи с отказом от получения данной социальной услуги согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52-53, 54-55).
Вместе с тем с ДД.ММ.ГГГГ он оформлен на региональную льготу с диагнозом: "диагноз" (л.д. 60).
Пунктом 3.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2014 года N 721, предусмотрено, что при оказании плановой первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения осуществляется за счет личных средств граждан, за исключением категорий граждан, имеющих право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленных законодательством. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами в рамках перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, в том числе при оказании паллиативной помощи, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей со скидкой в размере 50 процентов их стоимости (таблица 9).
В перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N890, включены не работающие инвалиды II группы.
Однако перечень лекарственных препаратов, являющийся приложением к постановлению Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2014 года N721, препаратов: "наименования", - не содержит.
Данные препараты не входят также в стандарт оказания медико-санитарной помощи при артериальной гипертонии, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 09 ноября 2012 года N 708н.
С учетом изложенного исполняющий обязанности министра здравоохранения Республики Хакасия и прокурор города Черногорска в ответах на обращения Ляхова И.А. правомерно указали на отсутствие оснований для бесплатного предоставления ему вышеуказанных лекарственных средств.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что данные препараты ему необходимо принимать постоянно, пожизненно в связи с наличием иных, помимо артериальной гипертонии, заболеваний, основана на неправильном толковании норм действующего законодательства, а потому судебной коллегией отклоняется.
Несостоятельной является и ссылка в жалобе на ответ главного врача ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница N" от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 28), поскольку, как следует из содержания данного ответа, он дан по иному обращению Ляхова И.А. по поводу льготной выписки рецептов на другие препараты.
Указание в жалобе на то, что при отсутствии каких-либо медикаментов вопрос решает лечебная комиссия, не заслуживает внимания, поскольку положения вышеприведенной Территориальной программы, предусматривающие возможность назначения по решению врачебной комиссии лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и (или) соответствующий стандарт медицинской помощи, не распространяются на случаи получения медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу аналогичны доводам искового заявления, получили надлежащую оценку в обжалуемом решении и не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений и обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, не допустил нарушения процессуальных норм, которое привело или могло привести к вынесению неправильного решения, в связи с чем обжалуемое решение является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 09 сентября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ляхова И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи И.Н. Веселая
О.В. Вениченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.