Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Капустиной Т.М..,
судей Морозовой В.Н., Прониной А.В.,
при секретаре Майнагашевой Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 декабря 2015 года апелляционную жалобу истицы Падериной Т.А. на решение Усть-Абаканского районного суда от 21 октября 2015 года, которым в удовлетворении ее искового заявления к администрации Усть-Абаканского района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, о включении в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, об обязании предоставить меру социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения истицы Падериной Т.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика администрации Усть-Абаканского района Тодозакова В.П., полагавшего решение подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Падерина Т.А. обратилась в суд с иском к администрации Усть-Абаканского района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и о предоставлении ей мер социальной поддержки. Требования мотивировала тем, что в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей 12.04.2015 года на территории Республики Хакасия, сгорел жилой дом по адресу: "данные изъяты", в котором она постоянно проживала с 1994 года. В предоставлении меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен сгоревшего ей отказано администрацией Усть-Абаканского района, с чем она не согласна. Просила признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Республики Хакасия 12.04.2015 года; обязать администрацию Усть-Абаканского района Республики Хакасия включить ее в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования Усть-Абаканский Республики Хакасия 12.04.2015 года, и предоставить ей жилое помещение по договору социального найма путем строительства; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить взамен утраченного жилого помещения меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома с последующей его передачей ей по договору социального найма.
Истица Падерина Т.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, дополнительно пояснив, что сгоревший 12.04.2015 года в результате массовых пожаров жилой дом по адресу: "данные изъяты" фактически ей не принадлежит. Ранее она являлась собственником этого жилого дома, но вынуждена была продать его своей невестке Падериной А.Ю. Однако и после продажи дома она продолжала проживать в нем вплоть до 12.04.2015 года. Просила учесть, что иного жилья у нее не имеется.
Представитель ответчика администрации Усть-Абаканского района Тодозаков В.П. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Дело на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Правительства Республики Хакасия, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управления федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении исковых требований, с чем не согласна истица Падерина Т.А.
В апелляционной жалобе она просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование своих доводов ссылается на п. 6 Правил предоставления трансфертов бюджету Республики Хакасия на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 года N 429, согласно которому гражданам, не являющимся в день объявления чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях, предоставляются меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома, передаваемого по договору социального найма или найма специализированного жилого помещения. Настаивает на том, что данная норма применима и к ее случаю, поскольку она, не будучи собственником сгоревшего жилого дома, постоянно проживала в нем.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абз. 7 п. 1 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 года N 429 утвержден объем трансфертов бюджету Республики Хакасия на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также утверждены Правила предоставления указанных трансфертов (далее - Правила N 429).
Согласно подп. "а" п. 4 Правил N 429, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность.
Пунктом 7 Правил N 429 предусмотрено, что меры социальной поддержки граждан реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 года N 24-ПП "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Республики Хакасия" с 13.00 часов 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия введен режим чрезвычайной ситуации и установлен региональный уровень реагирования.
Согласно постановлению главы администрации Усть-Абаканского района от 17.04.2015 года N 878-п жилой дом по адресу: "данные изъяты" попал в зону чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с с возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Усть-Абаканского района.
Из составленного межведомственной комиссией акта обследования от 21.04.2015 года N 40 следует, что жилое помещение с надворными постройками, расположенное по указанному адресу отсутствует, инженерные системы и механизмы отсутствуют, прилегающая территория к зданию полностью выгорела в результате пожара 12.04.2015 года. На участке имеется кирпичная кладка печи.
Постановлением Главы Усть-Абаканского района от 26.04.2015 года N 918-п данный жилой дом признан непригодным для проживания и неподлежащим восстановлению.
Справка Главы Усть-Бюрского сельсовета от 29.05.2015 года N 616, паспорт гражданина Российской Федерации подтверждает, что Падерина Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала по адресу: "данные изъяты" и состояла на регистрационном учете по указанному адресу.
Собственниками данного жилого дома являются ФИО3, ФИО4, ФИО5.
Решением Усть-Абаканского районного суда от 10.07.2015 года Падериной Т.А. отказано в удовлетворении исковых требований, предъявленных к администрации Усть-Абаканского района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, к Правительству Республики Хакасия, к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Управлению федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия о предоставлении мер социальной поддержки; об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях признанных утраченными в результате пожара; об обязании предоставить меру социальной поддержки в виде строительства жилого помещения.
Названным решением установлено, что Падерина Т.А. не относится к членам семьи собственников жилого дома по адресу: "данные изъяты" ФИО3, ФИО4, ФИО5, не соответствуют требованиям пунктов 4 и 5 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 года N 241.
Полагая, что она имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, истица Падерина Т.А. обратилась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма или строительства жилого дома с последующим его предоставлением по договору социального найма.
Первым заместителем Главы администрации Усть-Абаканского района ФИО9 ей отказано в удовлетворении данного заявления.
Не согласившись с данным отказом, Падерина Т.А. обратилась в суд с настоящим иском, в котором настаивала на своем праве на получение вышеуказанных мер социальной поддержки, ссылаясь на п. 6 Правил N 429.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что утраченное в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение не находилось в муниципальной собственности, а являлось собственностью ФИО3, ФИО4, ФИО5, право собственности которых зарегистрировано в установленном законом порядке, к членам семьи собственников утраченного жилого помещения истица не относится, в связи с чем она не вправе претендовать на предоставление меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома с последующей его передачей по договору социального найма или найма специализированного жилого помещения.
С таким выводом соглашается и судебная коллегия, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права, основан на исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что она имеет право на получение меры социальной поддержки на основании п. 6 Правил N 429, судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании норм материального права.
Названной нормой действительно предусмотрена возможность предоставления меры социальной поддержки гражданам, не являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в указанных жилых помещениях, по договорам социального найма или найма специализированного жилого помещения.
При этом, подп. "г" п. 4 Правил N 429 установлено, что предоставление средств осуществляется на капитальный ремонт поврежденного в результате пожаров жилья, находящегося в муниципальной собственности, и (или) на строительство жилых домов взамен утраченных в результате пожаров жилых домов, которые находятся в муниципальной собственности или право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке.
Из смысла вышеприведенных норм следует, что предоставление мер социальной поддержки гражданам, не являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях осуществляется в случае, если гражданин фактически владел утраченным жилым помещением на праве собственности, но в силу объективных причин не мог зарегистрировать за собой соответствующее право.
В рассматриваемом деле таких обстоятельств не установлено, а потому оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств дела, которые судом первой инстанции установлены правильно, и не могут служить поводом для отмены состоявшегося по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Абаканского районного суда от 21 октября 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы Падериной Т.А. без удовлетворения.
Председательствующий Т.М.Капустина
Судьи В.Н.Морозова
А.В.Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.