Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Портнове Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 ноября 2015 года апелляционную жалобу Рубцовой С.Г.
на решение Лобненского городского суда Московской области от 09 июля 2015 года по делу по иску Рубцовой Светланы Георгиевны к администрации г. Лобня, Министерству строительного комплекса Московской области о признании постановления руководителя администрации г. Лобня незаконным, восстановлении списках на получение жилья,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя Министерства строительного комплекса Московской области Шерешовец С.Ю., представителя администрации г. Лобня Кожушко С.В.,
установила:
Рубцова С.Г. обратилась в суд с иском к администрации г. Лобня, просила признать незаконным постановление руководителя Администрации г. Лобня Московской области от 15.05.2014 г. об исключении ее супруга Рубцова А.Б. в составе семьи из двух человек, включая Рубцову С.Г., с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках на получение жилья.
Соответчиком по делу привлечено Министерство строительного комплекса Московской области.
Решением Лобненского городского суда Московской области от 9 июля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с положениями с. 1 ст. 254 ГПК РФ, применяемой на момент разрешения спорных правоотношений, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 217-ФЗ)
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
(в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 55-ФЗ)
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Постановлением Главы г. Лобня от 3.02.1997г. N 87/2 Рубцов А.Б. в составе семьи из 3 человек принят на учет по улучшению жилищных условий как военнослужащий, подлежащий увольнению в запас (л.д.59).
На момент постановки на учет Рубцов А.Б. проживал в предоставленной ему по месту службы двухкомнатной квартире общей площадью 57,6 кв.м. по адресу: "данные изъяты".
Приказом Главкома ВВС от 4.09.1998г. Рубцов А.Б. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. После увольнения Рубцов А.Б. и его жена Рубцова С.Г. остались проживать в указанной квартире.
По договору передачи квартиры в собственность граждан от 17.11.2009 г. Рубцова С.Г. и Рубцов А.Б. приобрели указанную квартиру в собственность в порядке приватизации, в 1/2 доле каждый.
Постановлением Главы г. Лобня от 8.09.2011 г. N 1474 Рубцов А.Б. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с решением жилищной проблемы на основании п. "г" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 6.09.1998г. N 1054.
Указанные обстоятельства установлены решением Лобненского городского суда от 5.12.2013г., вступившим в законную силу, которым постановление Главы г. Лобня от 8.09.2011г. N 1474 признано незаконным, и Рубцов А.Б. с семьей в составе Рубцовой С.Г. восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета (л.д.10-14, 68-73).
Судом в решении было указано, что снятие Рубцова А.Б. с учета противоречит подп.2 ст. 2 ФЗ от 8.12.2010г. N 342-фз "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", а сам по себе факт регистрации и проживания Рубцова А.Б. и Рубцовой С.Г. в принадлежащей им на праве собственности и предоставленной по месту службы квартире не свидетельствует о том, что Рубцов А.Б. разрешилсвою жилищную проблему и утратил основания для получения жилого помещения по избранному месту жительства, при этом от обязательства сдать безвозмездно занимаемое жилое помещение при предоставлении жилья по избранному месту жительства он не отказывается.
Как установлено судом, во исполнение данного решения суда 28.08.2014г. руководителем администрации г. Лобня вынесено постановление N 1376 об отмене постановления Главы г. Лобня N 1474 от 8.09.2011 г., Рубцов А.Б. восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета с первоначальной даты постановки на учет с 3.02.1997 г. в составе семьи из 2 человек (он, жена) (л.д.57).
4.09.2014 г. учетное дело Рубцова А.Б. направлено в Министерство строительного комплекса Московской области для рассмотрения вопроса о включении его семьи в Сводный список по Московской области граждан, уволенных с военной службы и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (л.д.56).
В связи с непредставлением сведений из ЕГРП о правах Рубцова А.Б. и Рубцовой С.Г. на объекты недвижимого имущества, что предусмотрено подп. 2 п. Порядка, Рубцов А.Б. уведомлен об отсутствии оснований для включения его семьи в сводный список граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с ФЗ от 8.12.2010г. N 342-фз "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (л.д.16, 19-20, 49, 54, 55).
Предложение администрации г. Лобня о предоставлении указанных документов оставлено Рубцовым А.Б. без исполнения. В связи с чем в соответствии с подп.2 п. 6.1 Порядка формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с ФЗ от 8.12.2010г. N 342-фз "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" получены сведения о правах Рубцова А.Б. и членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества.
Установлено, что в собственности Рубцова А.Б. находится 3-х комнатная квартира общей площадью 56,5 кв.м, в т.ч. жилой 36,90 кв.м, расположенная по адресу: "данные изъяты", право собственности зарегистрировано 3.02.2011 г. (л.д.42-43, 45).
Постановлением руководителя администрации г. Лобня N 386 от 30.03.2015г. Рубцов А.Б, в составе семьи из двух человек, включая Рубцову С.Г., снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как утративший основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д.15, 38).
В силу ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Часть 3 ст. 40 Конституции РФ предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, основным критерием при предоставлении военнослужащим дополнительных гарантий в жилищной сфере является нуждаемость в жилище.
Поскольку основанием для постановки Рубцова А.Б. на учет являлось избрание им постоянного места жительства в г. Лобня после увольнения с военной службы, и при этом он не имел в избранном месте жительства жилого помещении для проживания, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда о том, что реализация такого права за счет приобретения Рубцовым А.Б. в собственность квартиры по избранному месту жительства исключает предоставление ему и членам его семьи, включая Рубцову С.Г., государственной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, установленных ФЗ "О статусе военнослужащих", а также другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
Суд пришел к выводу о законности оспариваемого постановления, учитывая, что площадь находящейся в собственности Рубцова А.Б. в г. Лобня квартиры превышает норму предоставления жилого помещения, установленную ст. 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих".
Судебная коллегия с данным выводом соглашается и считает его соответствующим требованиям материального закона.
В связи с чем суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требования о признании постановления незаконным.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования, оснований для удовлетворения требований о восстановления Рубцовой С.Г. в ранее сформированных списках для получения жилья правильно не установлено.
Решение суда законное и обоснованное.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и оснований к отмене обжалуемого решения не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лобненского городского суда Московской области от 09 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.