Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Беленкова В.И.,
судей: Гарновой Л.П., Шинкаревой Л.Н.,
при секретаре: Хубиевой М.Х.,
рассмотрев 9 ноября 2015 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 22 июля 2015 года по делу по иску Роговой Натальи Константиновны к Администрации муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Московской области" о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Гарновой Л.П., объяснения представителя Администрации Ногинского муниципального района по доверенности Болмосовой А.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя Роговой Н.К. адвоката Ельцова А.В. по доводам апелляционной жалобы,
установила:
Рогова Н.К. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Московской области" о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, указав, что постоянно зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: "данные изъяты", предоставленной ей по договору социального найма жилого помещения от 01.01.2005 г. и на основании ордера N 149 от 27.04.1994 г., выданного на основании решения Буньковского с/совета N 4 19.01.1994г.
29.12.2014 г. произошел пожар в двухэтажном доме, в котором находилась ее квартира, в результате пожара дом полностью выгорел изнутри, обгорел снаружи, прогорела и обрушилась кровля. Ее квартира вместе с имуществом были полностью уничтожены.
29.12.2014 г. по 12.01.2015 г. ей и членам ее семьи ответчиком выделено временное жилье из маневренного фонда, однако 12.01.2015 г. ее с семьей попросили покинуть временное жилье без предоставления другого жилья. Из акта обследования помещения от 30.12.2014 г., составленного межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Московской области" N 199 от 30.12.2014 г. и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 30.12.2014 г., составленного данной межведомственной комиссией, следует, что жилые помещения по адресу: "данные изъяты" выгорели полностью и не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в связи с уничтожением пожаром и не пригодны для постоянного проживания.
25 марта 2015 г. она обратилась к главе муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Московской области" с заявлением о предоставлении ей и членам ее семьи помещения по договору социального найма, однако ей было отказано, предложено подать документы на признание ее и членов ее семьи малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В настоящее время она и члены ее семьи жильем не обеспечены, вынуждены проживать в квартире по договору поднайма жилого помещения.
Третьи лица: Рогов В.В. и Рогов С.В. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Московской области" в судебное заседание не явился, в письменных возражениях просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что жилой фонд в Администрацию сельского поселения был передан 01.01.2009 г. Последний дом, построенный на территории поселения, был сдан в эксплуатацию в 1997 г., после этого строительство не велось. Рогова Н.К. не признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий и на учет по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке не ставилась.
В настоящее время ответчик не обладает полномочиями по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014г. N 136, указанные полномочия переданы в Ногинский муниципальный район.
Представитель третьего лица - Администрации Ногинского муниципального района Болмосова А.В. возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что соглашением о передаче полномочий между Администрацией Ногинского муниципального района МО и Администрацией муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области" от 17.12.2014 г. N 125 определено, что полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями осуществляет Администрация муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области".
Решением Ногинского городского суда Московской области от 22 июля 2015 года исковые требования Роговой Н.К. удовлетворены.
На Администрацию муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Московской области" возложена обязанность предоставить вне очереди Роговой Н.К. по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 60 кв.м, расположенное в границах сельского поселения "данные изъяты", включив в договор социального найма в качестве членов семьи: Рогова В.В. (супруга), Рогова С.В. (сына) и Рогова А.В. (сына).
В апелляционной жалобе Администрация Ногинского муниципального района просит решение суда отменить, ссылаясь на необоснованность его выводов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
При этом данная правовая норма не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что Рогова Н.К. постоянно зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: "данные изъяты" предоставленной ей по договору социального найма жилого помещения от 01.01.2005 г. (л.д.7-13) и на основании ордера N 149 от 27.04.1994 г., выданного в соответствии с решением Буньковского с/совета N 4 19.01.1994 г. Вместе с ней в качестве членов семьи зарегистрированы: Рогов В.В. (супруг), Рогов С.В. (сын) и Рогов А.В. (сын).
29.12.2014 г. произошел пожар в двухэтажном доме "данные изъяты", в результате которого дом полностью выгорел изнутри, обгорел снаружи, также прогорела и обрушилась кровля. В результате пожара квартира истицы вместе с имуществом полностью уничтожены (л.д. 15).
Из акта обследования помещения от 30.12.2014 г., составленного межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Главы муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Московской области" N 199 от 30.12.2014г. (л.д. 16) и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 30.12.2014 г., составленного данной межведомственной комиссией (л.д. 17-18), следует, что жилые помещения по адресу: "данные изъяты" выгорели полностью и не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в связи с уничтожением пожаром и непригодны для постоянного проживания.
Истица 25.03.2015 г. обращалась к главе муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Московской области" с заявлением о предоставлении ей и членам ее семьи помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, однако ей в предоставлении жилого помещения было отказано, предложено подать документы на признание ее и членов ее семьи малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Удовлетворяя требования истицы, суд исходил из того, что отказ ответчика в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма является незаконным, поскольку Рогова Н.К. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 2000 г., что подтверждается ответом в адрес суда на судебный запрос Администрации муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского района" (л.д.36).
Нуждаемость в жилом помещении истицы и членов ее семьи подтверждается также отсутствием у них на праве собственности жилых помещений (л.д. 38, 40, 41, 42).
Поскольку Рогова Н.К. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, иного жилого помещения семья Роговой Н.К. не имеет, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации она имеет право на внеочередное предоставление жилья.
Решением Совета депутатов "Сельского поселения Буньковское Ногинского муниципального района Московской области" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, установлена учетная норма площади жилого помещения - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 8 кв. м общей площади на человека.
Решением Совета депутатов "Сельского поселения Буньковское Ногинского муниципального района Московской области" установлена норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере не более 15 кв.м общей площади на одного человека, но не менее учетной.
В силу соглашения о передаче полномочий между Администрацией Ногинского муниципального района МО и Администрацией муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области" от 17.12.2014 г. N 125, полномочиями по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями осуществляет Администрация муниципального образования "Сельское поселение Буньковское Ногинского муниципального района Московской области".
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что на ответчика должна быть возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо не только состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, но и предоставить сведения о том, что семья является малоимущей, основаны на неправильном толковании жилищного законодательства.
В силу части 2 статьи 6 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части.
По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005 г.
Другие доводы жалобы сводятся к переоценке выводов, изложенных судом в мотивировочной части решения, и не содержат правовых оснований для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ногинского городского суда Московской области от 22 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ногинского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.