Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Гороховика А.С.,
Судей: Самодуровой Н.Н., Хаировой А.Х.,
при секретаре -Чуркиной С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ГУ МВД России по Самарской области и О МВД России по Ставропольскому району Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 05 октября 2015 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить.
Обязать Главное Управление МВД России по Самарской области произвести Нагаеву С.М. перерасчет стажа службы за выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 мес. с 01.01.2009. по 15.07.2011г.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., выслушав объяснения представителя ГУ МВД России по Самарской области по доверенности Химюк А.Н., поддержавшей доводы жалобы, возражения на доводы жалобы Нагаева С.М. и его представителя Гоощуцуна В.П., судебная коллегия
установила:
Нагаев С.М. обратился в суд с иском к О МВД России по Ставропольскому району Самарской области, Главному управлению МВД России по Самарской области о расчете стажа службы для назначения пенсии в льготном исчислении.
В обоснование требований истец указал, что проходил службу в органах внутренних дел с 8.09.1998 года по 24.04.2014 года. Выслуга лет на день увольнения в льготном исчислении составила 18 лет 8 месяцев 10 дней. Должность, которую он занимал, входит в перечень подразделений и должностей начальствующего состава ГИБДД МВД РФ. Однако, ему было отказано в льготном исчислении выслуги лет за период с 01.01.2009 года по 15.07.2011 года, поскольку контрольный пост милиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автомототранспортных средств является самостоятельным структурным подразделением УВД и не входит в состав роты ДПС ГИБДД, с чем он не согласен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Нагаев С.М. просил суд обязать ГУ МВД РФ по Самарской области произвести перерасчет стажа службы за выслугу лет из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца с 01.01.2009 года по 15.07.2011г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ГУ МВД России по Самарской области и О МВД России по Ставропольскому району Самарской области просят решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении исковых требований истца. Полагают, что при вынесении решения суд дал неправильную оценку фактическим обстоятельствам дела, неправильно применил нормы материального права, пришел к неправильному выводу о том, что контрольный пост входил в состав роты ДПС ГИБДД в период с 30.09.2004г. по 15.07.2011г.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ МВД России по Самарской области доводы жалобы поддержала.
Нагаев С.М. и его представитель просили решение суда оставить без изменения, полагая выводы суда правильными.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что в период с 8.09.1998 года по 15.02.2013 года Нагаев С.М. проходил службу в органах внутренних дел.
В соответствии с приказом начальника ГУ МВД РФ по Самарской области от 24.04.2014 года N N "данные изъяты" Нагаев С.М. уволен из органов внутренних дел.
Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составляет 17 лет 9 месяц 14 дней, в льготном исчислении - 18 лет 8 месяцев 10 дней.
Согласно письма ответчика в льготный стаж истца не был включен период службы "данные изъяты" (ДПС) контрольного поста полиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автомототранспортных средств УВД Комсомольского района г.Тольятти Самарской области с 01.01.2009г. по 17.09.2012г. из расчета день службы за 1,5, по тем основаниям, что указанная должность в Перечень подразделений, должностей начальствующего состава ГИБДД МВД России, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденной приказом МВД России от 22.06.2009г.N472, не входит.
Судом правильно данный довод ответчика признан необоснованным по следующим основаниям.
Штатным расписанием УВД Комсомольского района г.Тольятти, утвержденным приказом ГУВД Самарской области 21.06.2003 года N 385, предусмотрен Контрольный пост милиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автомототранспортных средств и должность старший инспектор дорожно-патрульной службы.
Согласно Послужному списку, в период с 21.07.2006 г. по 15.07.2011г. Нагаев С.М. занимал должность старшего инспектора дорожно-патрульной службы Контрольного поста милиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автомототранспортных средств УВД Комсомольского района г. Тольятти.
Штатным расписанием УМВД РФ по г.Тольятти, утвержденным приказом ГУ МВД РФ по Самарской области 19.05.2011 года N 424, предусмотрен Контрольный пост полиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автомототранспортных средств и должность: "данные изъяты" (дорожно-патрульной службы).
Как видно из Послужного списка, в период с 15.07.2011 г. до 17.09.2012г.Нагаев С.М. занимал должность "данные изъяты" (дорожно-патрульной службы) контрольного поста полиции оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автомототранспортных средств Отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД У МВД России по г.Тольятти Самарской области.
Назначению на указанную выше должность предшествовало зачисление истца в распоряжение на основании приказа ГУ МВД России по Самарской области N N от 20.05.2011г.
В обоснование иска Нагаев С.М. ссылается на то, что период его службы в должности "данные изъяты" дорожно-патрульной службы в составе Контрольного поста милиции с 01.01.2009 г. по 14.07.2011 г. необоснованно не включен в выслугу лет в льготном исчислении.
В соответствии с п. "а" ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
На основании п. в ст. 17.1 Закона РФ "О милиции" и п. 3 ст. 26 Федерального закона "О полиции" присвоенные Нагаеву С.М ... в оспариваемый период специальные звания - "данные изъяты" - относятся к среднему начальствующему составу.
Согласно п. "а" ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В силу ст. 18 того же закона, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 закона, определяется Правительством РФ.
Подпунктом "г" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет назначения и выплаты пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ" установлено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях: один месяц службы за полтора месяца - в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 г. по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (абзац введен постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 г. N 690).
Данный перечень был установлен приказом МВД России от 22.06.2009 г. N 472 "Об утверждении Перечня подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях".
Согласно пункту 1 Перечня ( до изменений, внесенных приказом МВД России от 13.10.2014г.), в число подразделений и должностей включены:
Полк (батальон, рота, взвод, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования:
начальник контрольного поста милиции;
начальник смены (контрольного поста милиции);
командир взвода (дорожно-патрульной службы, специализированного ДПС ГИБДД оперативного реагирования);
заместитель командира взвода (дорожно-патрульной службы, специализированного ДПС ГИБДД оперативного реагирования);
старший инспектор по розыску (по розыску автомототранспортных средств) в составе контрольного поста милиции;
старший государственный инспектор дорожного надзора;
командир отделения строевого подразделения дорожно-патрульной службы;
старший инспектор дорожно-патрульной службы;
инспектор по розыску (по розыску автомототранспортных средств) в составе контрольного поста милиции;
государственный инспектор дорожного надзора;
инспектор дорожно-патрульной службы.
Удовлетворяя исковые требования Нагаева С.М., суд обоснованно исходил из того, что Контрольный пост милиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы МВД России по розыску автомототранспортных средств УВД Комсомольского района г.Тольятти Самарской области входил в состав роты ДПС ГИБДД (а равно в иные структурные подразделения ГИБДД) в период с 30.09.2004 года по 15.07.2011 года, то есть включая спорный период, и не являлся самостоятельным структурным подразделением УВД по Комсомольскому району г. Тольятти.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данное структурное подразделение входит в перечень подразделений ГИБДД, указанных в Перечне, утвержденном Приказом МВД России от 22.06.2009 года N 472.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда при удовлетворении иска истца.
В соответствии с пунктом 1 Перечня в число подразделений ГИБДД МВД РФ, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, Контрольный пост милиции (полиции), как структурное подразделение ГИБДД, не включен.
Занимаемая истцом должность - "данные изъяты" дорожно-патрульной службы указанным Перечнем поименована безотносительно принадлежности к составу Контрольного поста, в отличии от должностей: начальник контрольного поста милиции, начальник смены (контрольного поста милиции), "данные изъяты" по розыску в составе контрольного поста милиции и др.
В числе структурных подразделений ГИБДД указаны полк, батальон, рота, взвод, отделение, группа дорожно-патрульной службы ГИБДД.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является не отнесение Контрольного поста милиции (полиции) к структуре (подразделению) ГИБДД, а отнесение должности истца к указанным в Перечне подразделениям ГИБДД: полк, батальон, рота ДПС ГИБДД.
Штатным расписанием УВД Комсомольского района г. Тольятти в спорный период предусмотрен Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения и его структурное (строевое) подразделение Отдельная рота дорожно-патрульной службы ГИБДД.
Приказом МВД РФ от 02.07.2002 г. N 627 предусматривались меры по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения (утратил силу 31.12.2008 г.).
Согласно п. 6.10. данного приказа установлено: в организации работы ДПС активнее применять прогрессивные формы и методы несения службы, в том числе:
оснащение стационарных постов ДПС и КПМ средствами оказания первой медицинской помощи, аварийно-спасательным оборудованием, предназначенным для извлечения пострадавших из поврежденных транспортных средств, эвакуаторами для удаления транспортных средств с мест ДТП, а также неисправных и создающих помехи в дорожном движении транспортных средств;
обеспечивать доступ подразделений ГИБДД, в первую очередь регистрационно-экзаменационных и технического надзора, а также КПМ и стационарных постов ДПС к базам данных централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов.
Приказом МВД РФ N 705дсп от 04.09.2003 г. утвержден Порядок создания и организации деятельности стационарных постов дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции и дислокация стационарных постов дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции на федеральных автомобильных дорогах.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что стационарному посту ДПС может быть присвоен статус контрольного поста милиции. Согласно п. 4 приказа в состав наряда стационарного поста ДПС назначается не менее двух сотрудников ДПС. В состав наряда контрольного поста ДПС, которому присвоен статус контрольного поста милиции, дополнительно назначаются инспектора по розыску, сотрудники патрульно-постовой службы милиции и (или) отрядов милиции особого назначения. Наряды стационарных постов ДПС могут усиливаться сотрудниками других подразделений.
Таким образом, создание стационарных постов ДПС, к которым относится и контрольный пост милиции, приказом МВД РФ устанавливалось исключительно в структуре ОГИБДД.
При этом, в силу п. 5, 7, 12 приказа, общее руководство несением службы на стационарном посту ДПС осуществляется старшим наряда ДПС или начальником контрольного поста милиции. Наряды стационарных постов ДПС находятся в прямом подчинении руководства строевых подразделений ДПС ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов или руководства подразделений ГИБДД горрайорганов.
Как видно из должностной инструкции "данные изъяты" ДПС контрольного поста милиции Нагаева С.М., он находится в непосредственном подчинении (наряду с начальником контрольного поста) командира Отдельной роты ДПС и его заместителей. Отдельная рота ДПС, согласно штатному расписанию, является структурным подразделением Отдела ГИБДД УВД Комсомольского района г. Тольятти. Начальник УВД Комсомольского района г. Тольятти в качестве непосредственного руководителя истца не указан.
При этом, должностная инструкция "данные изъяты" дорожно-патрульной службы контрольного поста милиции Нагаева С.М. утверждена 31.08.2006 г. начальником отдела Госавтоинспекции УВД Комсомольского района г. Тольятти.
Указом Президента РФ от 15.06.1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" утверждено Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
В силу подпункта "д" пункта 5 Положения, в систему Госавтоинспекции входят подразделения Госавтоинспекции управлений, отделов, отделений МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям.
Согласно пункту 6.2 Положения, структура и штатная численность подразделений Госавтоинспекции, указанных в подпункте "д" пункта 5 настоящего Положения, утверждаются руководителями территориальных органов МВД РФ по субъектам РФ в соответствии с утвержденными Министром внутренних дел РФ типовой структурой и типовым штатным расписанием.
В соответствии с п. 6 Типового положения об Отделе (отделении) ГИБДД Управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, утвержденным приказом МВД России от 28.09.1998г. N 618, структура отдела (отделения) ГИБДД включает отделения (группы), в том числе дорожно-патрульной службы. В структуре отдела (отделения) могут в установленном порядке создаваться другие подразделения.
В непосредственном подчинении Отдела (отделения) находятся строевые подразделения дорожно-патрульной службы (батальон, рота, взвод) и иные подразделения Государственной инспекции, создаваемые в установленном порядке (п. 7 Типового положения).
При этом, основными функциями Отдела (отделения) ГИБДД УВД города, района являются организация и проведение в порядке, определяемом МВД РФ, мероприятий по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий (п. 21 Типового положения).
Данная функция возложена на Госавтоинспекцию и подпунктом "ж" пункта 11 Указа Президента РФ N 711 от 15.06.1998 г.
В силу п. 38, 47 Типового положения, утвержденного приказом МВД России от 28.09.1998г. N 618, к компетенции начальника Отдела(отделения) относится руководство деятельностью отдела и подразделений, непосредственно подчиненных отделу(отделению), утверждение должностных обязанностей сотрудников Отдела (отделения) и руководителей подразделений, непосредственно подчиненных Отделу(отделению).
В соответствии с п. 40 Административного регламента МВД РФ исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД РФ от 02.03.2009 г. N 185, контроль за дорожным движением может осуществляться в пешем порядке, на патрульном автомобиле в движении или в стационарном положении на стационарном посту дорожно-патрульной службы (контрольном посту милиции, контрольно-пропускном посту).
В целях повышения уровня оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, обеспечения комплексного подхода к предупреждению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным завладением автомототранспортными средствами, МВД России издан приказ от 17.02.1994 г. N 58 "О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства".
Данным приказом утвержден перечень базовых подразделений и органов внутренних дел, входящих в межрегиональную оперативно-поисковую заградительную систему по розыску автомототранспортных средств (Приложение N 2 - ГУВД Самарской области), предусмотрена дислокация контрольных постов милиции первой очереди заградительной системы, в том числе - Самарская обл., автодорога "Урал", 972 км г. Тольятти, к которому относится Контрольный пост милиции (полиции) в составе которого проходил службу истец.
Из содержания данного приказа следует, что в штат Контрольных постов милиции (полиции) межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы по розыску автомототранспортных средств входят должности как сотрудников Госавтоинспекции, так и криминальной милиции.
Так, согласно Инструкции по розыску автомототранспортных средств (Приложение N 1 к приказу МВД РФ от 17.02.1994г. N 58) организация и проведение работы по розыску транспортных средств возлагается на подразделения госавтоинспекции, подразделения криминальной милиции.
Как установлено п. 3, 3.1., 3.1.3 Инструкции, в строевых подразделениях дорожно-патрульной службы в плановом порядке осуществляются - организация работы контрольных постов милиции в соответствии с требованиями нормативных актов, регламентирующих работу межрегиональной специальной заградительной системы.
Приказом МВД РФ от 12.07.2000 г. N 751 утверждены мероприятия по реализации концепции развития и совершенствования деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Разделом 5. предусмотрено развитие дорожно-патрульной службы и совершенствование деятельности ГИБДД по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. В частности внесение предложений по изменению дислокации, дальнейшего функционирования и источников ресурсного обеспечения контрольных постов милиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы по розыску транспортных средств возложено, в том числе и на ГУГИБДД МВД России.
Приказом МВД РФ N 705 дсп от 04.09.2003 г. пункт 1.7 приказа МВД РФ от 17.02.1994г. N 58, ранее устанавливающий Типовые штаты контрольных постов милиции заградительной системы, признан утратившим силу.
Согласно п. 1 Порядка, утвержденного приказом МВД РФ N 705 дсп от 04.09.2003 г., стационарный пост дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции - это место несения службы нарядом дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции, оборудованное специальными служебными помещениями, инженерными и иными сооружениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, а также закрепленная за ним зона ответственности.
С учетом изложенного, стационарный пост ДПС, включая контрольный пост милиции, не является самостоятельным подразделением ОГИБДД, а является местом несения службы нарядом ДПС ОГИБДД.
По смыслу действующих нормативно-правовых актов, Дорожно-патрульная служба является исключительно структурным подразделением ОГИБДД МВД РФ. Должность инспектор ( "данные изъяты") дорожно-патрульной службы не может рассматриваться как существующая вне штатной численности данного подразделения Госавтоинспекции, которое может формироваться в виде полка, батальона, роты, взвода ДПС, тогда как контрольный пост милиции является местом несения службы нарядом дорожно-патрульной службы соответствующего подразделения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что утверждение начальником отдела Госавтоинспекции УВД Комсомольского района г. Тольятти должностной инструкции истца и указание в ней на его непосредственное подчинение командиру отдельной роты ДПС, являющейся строевым подразделением ОГИБДД Комсомольского района г. Тольятти, свидетельствует о том, что занимаемая истцом должность - "данные изъяты" дорожно-патрульной службы входила в спорный период в предусмотренное Перечнем подразделение - Отдельная рота ДПС ГИБДД УВД Комсомольского района г. Тольятти и была включена в состав Контрольного поста милиции, находящегося в ведении ГИБДД, который являлся местом службы истца в составе наряда ДПС.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что период службы Нагаева С.М. с 01.01.2009 г. по 15.07.2011 г. включительно ответчиком необоснованно не зачтен в его выслугу лет в льготном исчислении, в связи с чем правильно удовлетворил исковые требования истца.
Исходя из установленных обстоятельств дела и требований закона, судебная коллегия полагает решение суда постановленным с применением норм регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем, не имеется оснований для его отмены по доводам, изложенными ответчиками в апелляционных жалобах.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 05 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Главного Управления МВД России по Самарской области- без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий: Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.