Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего - Захарова С.В.,
судей - Вачковой И.Г., Шилова А.Е.,
при секретаре - Бирюковой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бака Н.М. к Администрации г.о. Самара о признании бездействия незаконным,
по апелляционной жалобе Бака Н.М. на решение Ленинского районного суда г. Самара от 14 сентября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Бака Н.М. о признании незаконным бездействия Администрации г.о.Самара и обязании произвести действия - отказать ".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения представителя Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара -Ниловой О.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бака Н.М. обратилась в суд с административным иском к Администрации г.о. Самара о признании бездействия незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Бака Н.М. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей в собственность за выкуп земельного участка под садоводство площадью 560 кв.м, по адресу: "адрес", после чего она неоднократно обращалась в суд с заявлениями о признании незаконными отказов Министерства имущественных отношений г.о. Самара в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Судебными решениями, вступившими в законную силу, установлено, что заявителем предоставлены все необходимые документы, для разрешения вопроса о предоставлении ей земельного участка. В настоящее время уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация г.о.Самара. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара сообщил Бака Н.М., что документы по ее заявлению направлены по компетенции в Департамент управления имуществом г.о. Самара. Бака Н.М. считает данные действия уполномоченного органа необоснованными и незаконными, противоречащими действующему законодательству и неоднократно нарушающими ее законные права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, Бака Н.М. просила суд признать незаконным бездействие Администрации г.о.Самара, выразившееся в непредставлении ответа на заявление о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка под садоводство, площадью 560 кв.м, по адресу: "адрес" с кадастровым номером N и обязать Администрацию г.о.Самара в течение 10 дней после вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение и передать ей в собственность за выкуп земельный участок с кадастровым номером N, государственная собственность на который не разграничена, площадью 560 кв.м, по адресу: "адрес"
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилась Бака Н.М., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном применении норм права, без исследования всех обстоятельств дела.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара - Нилова О.В. (по доверенности) возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Бака Н.М., представители Министерства имущественных отношений Самарской области, Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены постановленного по делу решения.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2 ) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 218 КАС РФ, вступившего в действие на момент рассмотрения апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружении, расположенных на таких земельных участках.
Законом Самарской области, принятым Самарской Губернской Думой 24.02.2015 N 11-ГД, вступившим в силу 01.03.2015, "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и ст. 5.1 Закона Самарской области "О земле" внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД в части указания на органы местного самоуправления как уполномоченные по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара.
Во исполнение Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" на основании Устава городского округа Самара Администрацией г.о. Самары принято Постановление от 01.04.2015 N287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (в редакции, действовавшей на момент передачи заявлений Бака Н.М.)
В соответствии с подп.1 п.1 указанного Постановления руководитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечивает прием заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации городского округа Самара о предоставлении земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
Согласно подп. 2 п. 2 Постановления на руководителя Департамента управления имуществом городского округа Самара возложены полномочия по обеспечению организации подготовки проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками и проектов дополнительных соглашений к ним, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Бака Н.М. принадлежит на праве обшей долевой собственности жилой дом, площадью 253,2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права N, выданными Управлением Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бака Н.М. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка под садоводство площадью 560 кв.м по адресу: "адрес".
Материалами дела подтверждено, что Бака Н.М. неоднократно обращалась в суд с заявлениями об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области, а также отказов в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, частично удовлетворены требования Бака Н.М., признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области по вопросу принятия решения по заявлению Бака Н.М. от ДД.ММ.ГГГГ N, поступившего в Министерство имущественных отношений Самарской области ДД.ММ.ГГГГ, Министерство имущественных отношений Самарской области обязано в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение по указанному заявлению Бака Н.М. о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка под садоводство площадью 560 кв.м, по адресу: "адрес".
Решением Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, заявление Бака Н.М. удовлетворено частично, признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении Бака Н.М. в собственность за выкуп земельного участка кадастровый номер N, государственная собственность на который не разграничена, площадью 560 кв.м, по адресу: "адрес", под садоводство, и Министерство имущественных отношений Самарской области обязано в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять в соответствии с действующим законодательством решение по заявлению Бака Н.М. о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 560 кв.м, кадастровый номер N по адресу: "адрес", под садоводство.
Решением Октябрьского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ, признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении Бака Н.М. испрашиваемого земельного участка, в связи с чем суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Бака Н.М. путем рассмотрения ее заявления по существу и принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела видно, что по акту приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ документы Бака Н.М. переданы из Министерства имущественных отношений Самарской области в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.
Поскольку, обязанность по подготовке проектов распорядительных актов Администрации г.о.Самара о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно, возложена на Департамент управления имуществом г.о. Самара, то ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара заявление Бака Н.М. по компетенции направлено в Департамент управления имуществом г.о. Самара, о чем Бака Н.М. извещена надлежащим образом.
Установлено, что Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без Проведения торгов и признан утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В связи с принятыми изменениями в законодательство в ходе рассмотрения заявления Бака Н.М. выявлена необходимость получения дополнительной информации.
Из материалов дела следует, что Департаментом управления имуществом г.о. Самара направлены запросы в порядке межведомственного взаимодействия с органами государственной власти в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара, а также организована работа по обследованию земельного участка на предмет фактического расположения объектов недвижимости на земельном участке.
С учетом указанных выше норм права, а также фактических обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нарушений требований законодательства о рассмотрении заявления граждан о предоставлении земельных участков Администрацией г.о.Самара допущено не было, соответственно права и свободы заявителя не нарушены.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что уполномоченным органом по распоряжению земельными участками является Администрация г.о. Самара, куда направлены все необходимые документы, предусмотренные законодательством, и необходимости проведения мероприятий по истребованию дополнительных документов не имеется.
Судебная коллегия не может согласиться с такими доводами, поскольку для принятия решения о предоставлении земельного участка соответствующий проект решения и необходимые документы должны быть подготовлены Департаментом управления имуществом г.о. Самара и только затем переданы в Администрацию г.о. Самары.
С целью подготовки проекта решения о предоставлении земельного участка Департаментом в рамках предоставленных полномочий в соответствии с законом предприняты обоснованные меры по рассмотрению заявления Бака Н.М., в том числе направлены запросы для получения дополнительной необходимой информации. При этом, заявителем не предъявлялись требования о признании не законными действий (бездействия) Департамента управления имуществом г.о. Самара и Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.
Прохождение процедуры подготовки распорядительного акта утвержденной Администрацией г.о. Самары уполномоченными органами соблюдено, при этом права заявителя нарушены не были.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Самара от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бака Н.М. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.