Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Захарова С.В.,
судей - Вачковой И.Г., Шилова А.Е.,
при секретаре - Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Новицкого А.В. к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы кадастра и картографии" по Самарской области (далее филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости,
по апелляционной жалобе Новицкого А.В. на решение Самарского районного суда г. Самары от 25 сентября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Новицкого А.В. отказать.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Новицкого А.В. - Воробьевой Н.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - Борисовой Л.И. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новицкий А.В. обратился в суд с административным иском Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
В обоснование заявленных требований указано, что Новицкий А.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрел у ФИО1 жилой дом и часть земельного участка, площадью 200 кв.м, расположенный по адресу "адрес". Оставшаяся часть земельного участка, указанная в Плане границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 148,09 кв.м, принадлежит в настоящее время ФИО1 Границы земельных участков определены при заключении договора купли-продажи. Спора по границам нет. Право собственности на приобретенный по указанному договору земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за Новицким А.В. в установленном законом порядке. При уточнении границ земельного участка, Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области принято решение N от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с тем, что в межевом плане в разделе "Чертеж земельных участков" конфигурация учитываемого земельного участка отличается от конфигурации этого объекта в плане границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в снятии указанного приостановления по тем же основаниям. Данные решения органа кадастрового учета, заявитель считает незаконными, поскольку границы земельного участка определены при сделке купли-продажи земельного участка с жилым домом, спора по границам нет, предоставить план границ, подтверждающий фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, возможность отсутствует.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений, Новицкий А.В. просил суд признать незаконным решение Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в учете изменений объекта недвижимости и обязать Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области осуществить государственный кадастровый учет изменений земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"Б.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Новицкий А.В., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Новицкого А.В. - Воробьева Н.В. (по доверенности), доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение отменить, в удовлетворении заявления отказать по доводам изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - Борисова Л.И. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке главы 34 КАС РФ, изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Новицкий А.В. обратился с заявлением N об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером N в связи с изменением площади и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка, представив свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ N серия 63 и межевой план (л.д. 48-49).
Решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ года N "О государственном кадастре недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета изменений указанного объекта недвижимости приостановлено по следующему основанию: необходимый для кадастрового учета документ - межевой план по содержанию не соответствует требованиям ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре и п. 67 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в ч. 10 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, так как в представленном межевом плане в разделе "Чертеж земельных участков" конфигурация учитываемого земельного участка отличается от конфигурации этого объекта в плане границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а именно различны длины линий границ, в связи с чем рекомендовано предоставить межевой план, подготовленный в соответствии со сведениями, содержащимися в документах, использованных для установления границ земельного участка, либо в разделе "Заключение кадастрового инженера" представить необходимые и достаточные обоснования изменения местоположения границ земельного участка относительно использованных документов (л.д. 5-6).
Решениями Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ Новицкому А.В. отказано в снятии приостановления в связи с тем, что сведения, содержащиеся в дополнительно представленных документах, не устраняют причин приостановления осуществления кадастрового учета (л.д. 125-126, 7-8).
Решением Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ Новицкому А.В. отказано в учете изменений земельного участка на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ввиду истечения срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и неустранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (л.д. 152-153).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 7 указанного закона в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; ... площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Частью 3 ст. 25 указанного закона установлено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно ч. 9 ст. 38 указанного закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 установлены форма и требования к подготовке межевого плана.
Пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в ч. 10 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в ч. 9 ст. 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Из указанных нормативных актов следует, что при установлении местоположения границ земельного участка кадастровый инженер должен, прежде всего, руководствоваться сведениями о фактическом местоположении границ земельного участка, содержащимися в документе, подтверждающем право на земельный участок, при отсутствии такого документа - сведениями, содержащимися в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, а при отсутствии указанных документов - картами (планами), являющимися картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) картами (планами), представляющими собой фотопланы масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающими фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях к межевому плану, не является исчерпывающим.
При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (пункт 21 Требований к межевому плану).
Кроме того, учитывая положения части 2 статьи 39 Закона о кадастре, проведенное в соответствии с установленным порядком согласование местоположения границ земельного участка также подтверждает их местоположение.
Статьей 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрены основания для принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с разъяснением, содержащимися в Письме Министерства экономического развития РФ от 27 марта 2009 N 4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков", исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основания заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка (далее - заявитель) либо представителем заявителя (части 1 и 3 статьи 20 Закона о кадастре).
Как следует из межевого плана, имеющегося в материалах дела, кадастровые работы по спорному земельному участку проводились в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером N.
В разделе "Заключение кадастрового инженера" межевого плана кадастровым инженером указано, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок: свидетельство о государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с приложением Плана границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Местоположение границ земельного участка устанавливалось по забору, существующему на местности 15 и более лет. Уточненная площадь земельного участка составляет 200,00 кв.м. На фрагменте приложения Плана границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не выделена граница уточняемого земельного участка площадью 200 кв.м, а лишь прописана площадь в собственность 200 кв.м, в связи с чем уточняется площадь под расположенным на земельном участке жилым домом с прилегающей территорией. Границы смежных земельных участков не уточнялись. В целом, конфигурация земельного участка в Плане границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не отличается от конфигурации, представленной в данном межевом плане. Согласование местоположения границ земельного участка, находящегося в собственности Новицкого А.В., с кадастровым номером N с правообладателями смежных земельных участков проводилось в индивидуальном порядке. Смежная граница в точках н3-н4, н7-н8-н1 не согласована, так как является территорией с неразграниченной собственностью. В Плане границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не выделена граница уточняемого земельного участка площадью 200 кв.м, таблицы координат и длин сторон на учитываемую площадь отсутствуют, в связи с чем определить однозначно длины линий границ не представляется возможным. Из Плана границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ видно, что между земельным участком с кадастровым номером N и земельным участком с кадастровым номером N проведена пунктирная (условная) граница, из чего, следует, что иная конфигурация земельного участка с кадастровым номером N невозможна.
В судебном заседании кадастровый инженер ООО "Фирма АПОГЕЙС" ФИО2, подготовивший указанный межевой план, пояснил, что в Плане границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленном АО "СамараТИСИЗ", границы земельного участка, площадью 200 кв.м, принадлежащего Новицкому А.В., не определены. Красным цветом отмечена площадь 200 кв.м с территорией, на которой расположен сарай Новицкого А.В., однако площадь земельного участка с территорией, на которой расположен данный сарай, превышает 200 кв.м. Какого-либо забора, обозначающего границу земельного участка, параллельную границе в точках н3-н4-н5, отделяющего земельный участок Новицкого А.В. от земельного участка ФИО1, площадью 148,09 кв.м, не имеется.
Из Плана границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного АО "СамараТИСИЗ" видно, что в нем определены границы земельного участка, площадью 348,09 кв.м, при этом границы земельного участка, площадью 200 кв.м, не определены, выделенная в Плане часть земельного участка площадью 200 кв.м имеет иную конфигурацию (л.д. 12). Какого-либо забора, обозначающего в Плане границу земельного участка, параллельную границе в точках н3-н4-н5, отделяющего земельный участок Новицкого А.В. от земельного участка, площадью 148,09 кв.м, не имеется, что опровергает вывод кадастрового инженера о невозможности иной конфигурации учитываемого земельного участка. Информации о том, на основании каких сведений определено местоположение данной границы, в межевом плане не имеется.
Таким образом, конфигурация земельного участка в Плане границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ отличается от конфигурации земельного участка в представленном межевом плане в разделе "Чертеж земельных участков и их частей", однако в разделе "Заключение кадастрового инженера" межевого плана таких сведений не содержится, напротив, в своем заключении кадастровый инженер ссылается на соответствие конфигурации земельного участка в Плане границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ конфигурации, представленной в межевом плане.
При наличии указанных обстоятельств, у кадастрового органа имелись основания для приостановления и последующего отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка на основании п. 6 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что решение кадастрового органа закону не противоречит, прав заявителя не нарушает, оснований для признания его незаконным у суда не имелось. Решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
Новицкий А.В. не лишен права на обращение в суд в порядке искового производства с требованием об определении границ земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 25 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новицкого А.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.