Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Шилова А.Е., Сивохина Д.А.,
при секретаре Ивановой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Самарского областного суда от 5 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
Т. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 9 195 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - зона промышленных предприятий, производств и складов, и земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 26 070 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - зона промышленных предприятий, производств и складов, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование заявления Т. указал, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером N в размере 10 372 051,95 руб., и кадастровым номером N в размере 29 407 220,70 руб., рассчитанная по состоянию на 14.07.2014 г. с применением среднего показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. N 610, существенно превышает размер рыночной стоимости указанных объектов недвижимости, чем нарушаются его права и обязанности как плательщика земельного налога.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, Т. просил суд установить кадастровую стоимость двух земельных участков равной их рыночной стоимости, по состоянию на 14.07.2014 г.: с кадастровым номером N в размере 4 214 896 рублей, и кадастровым номером N в размере 10 782 747 рублей.
Решением Самарского областного суда от 5 октября 2015 года заявление Т. удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 9 195 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - зона промышленных предприятий, производств и складов, расположенного по адресу: "адрес", установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 14 июля 2014 года, в сумме 4 214 896 рублей, и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 26 070 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - зона промышленных предприятий, производств и складов, расположенного по адресу: "адрес", установлена в размере его рыночной стоимости по состоянию на 14 июля 2014 года, в сумме 10 782 747 рублей. В резолютивной части решения суда указана дата подачи Т. заявления в суд - 21.07.2015 г.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значения для административного дела, нарушение судом норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Т.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 9 195 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", и земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 26 070 кв.м, по адресу: "адрес" принадлежит на праве собственности Т., который в силу закона обязан уплачивать земельный налог, сумма которого исчисляется на основе кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Кадастровая стоимость земельных участков, рассчитанная по состоянию на 14.07.2014 г. с применением среднего показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. N 610, составила: с кадастровым номером N в размере 10 372 051,95 руб., с кадастровым номером N в размере 29 407 220,70 руб. (т. 1 л.д. 164, 177).
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
На основании статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии со статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности, для целей настоящего Федерального закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Согласно отчету об оценке N 052/06-2015 от 15.06.2015 г., выполненному ООО "Центр оценки, консалтинга и финансовой экспертизы "Финэкс", рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 14.07.2014 г. составляет: кадастровый номер N в размере 4 214 896 руб., кадастровый номер N в размере 10 782 747 руб. (т. 1 л.д. 178-248).
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что отчет об оценке соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, основным требованиям ФСО N 1 и Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, и основываясь на правильном правовом анализе положений Закона об оценочной деятельности, верно принял во внимание отчет об оценке N 052/06-2015, составленный ООО "Центр оценки консалтинга и финансовой экспертизы "Финэкс" 15.06.2015 г., о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 214 896 руб., и земельного участка с кадастровым номером N в размере 10 782 747 руб. по состоянию на 14.07.2014 г.
Кроме того, в соответствии с экспертным заключением на данный отчет от 29.06.2015 г. N 3222/2015 ООО "Российское общество оценщиков" - Экспертный совет, выполненным экспертом Б., представленный заявителем отчет соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, в том числе требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Т. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N равной их рыночной стоимости, и удовлетворяя заявленные требования правильно указал в резолютивной части решения дату подачи в суд настоящего заявления - 21.07.2015 г.
Доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области о нарушении судом первой инстанции норм материального права, выразившихся в неправильном определении даты, на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка, являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 7 пункта 12 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Кроме того, предметом спора является установление кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N равной их рыночной стоимости по состоянию на 14.07.2014 г., которые на указанную дату были сформированы и являлись самостоятельным объектом недвижимости. Какие-либо сведения, влекущие за собой изменение кадастровой стоимости земельных участков, в государственный кадастр недвижимости после 14.07.2014 г. не вносились.
Доказательств того, что рыночная стоимость земельных участков является иной, чем отражено в отчете ООО "Центр оценки, консалтинга и финансовой экспертизы "Финэкс", суду не представлено.
Доводов, влекущих безусловную отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не приводится.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского областного суда от 5 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.