Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - и
судей - м и ы.
при секретаре судебного заседания п
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску г к Администрации МО "город Махачкала" об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата".
Заслушав доклад судьи м, объяснения представителя ответчика а по доверенности от "дата"., просившего решение суда отменить по доводам жалобы, Судебная коллегия
установила:
г обратилась в суд с иском к администрации МО "город Махачкала" об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, указав, что она является сиротой и состоит на жилищном учете в г.Махачкале. В октябре 2014 года она обратилась в администрацию г.Махачкалы, чтобы ей предоставили жилье, но ей отказали, пояснив, что она будет обеспечена жильем согласно установленной очередности, с чем она категорически не согласна.
Судом по делу постановлено:
"Иск г, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО "город Махачкала" предоставить г жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет.
При отсутствии жилья приобрести его за счет целевых средств, поступающих из бюджета Республики Дагестан, и передать г на условиях найма специализированного жилого фонда".
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований г
В обоснование жалобы указано, что судом неправильно применены нормы материального права, что в связи с новым порядком предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который действует с "дата", администрация г.Махачкалы не является ответчиком по данным спорам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия находит следующее.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от "дата" "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Федерального закона N 159-ФЗ от "дата") детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вступившая с "дата" в силу часть 1 статьи 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Республики Дагестан N от "дата" "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Республики Дагестан от "дата" N).
Удовлетворяя исковые требования г, суд первой инстанции обоснованно указал, что в силу статьи 1 указанного Закона органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего республиканского закона, установлен Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N "Об утверждении порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета РД".
Судом установлено, что д, "дата" года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Согласно свидетельству о смерти 1-БД N от 30.05.2005г. мать г - р, "дата" г.р., умерла "дата".
В деле имеется письмо-ходатайство N от 12.12.2012г. директора МКОУ "Интернат Сирот" в, адресованное главе г.Махачкалы, с просьбой поставить г на учет для предоставления жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
Согласно справки отдела по жилищным вопросам администрации г.Махачкалы N-ож от 09.12.2014г., следует, что г состоит в списках очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения с 28.12.2012г. под номером N.
Эти обстоятельства сторонами не оспариваются.
В соответствии с Порядком обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета, утвержденным Постановлением Правительства РД N от "дата" (абз.1 п. 8), администрации муниципальных районов и городских округов РД за счет средств республиканского бюджета РД, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи.
Правительство Республики Дагестан своим Постановлением от "дата" за N утвердило Республиканскую целевую программу "Обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей" на 2013-2020 годы, где в приложении N к данной программе определены источники финансирования, то есть бюджет Республики и Федеральный бюджет.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, такой порядок является обязательным во всех случаях.
В силу изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от "дата" по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения "предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения - и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из материалов дела усматривается, что г обращалась в администрацию г.Махачкалы с заявлением об обеспечении ее жильем.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что Правительством Республики Дагестан не приняты нормативные акты в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, - не создан соответствующий жилищный фонд, не определен уполномоченный орган, который справе распорядиться указанным жилищным фондом и т.п. - вследствие чего на них не может быть возложена обязанность по обеспечению жильем детей-сирот, являются несостоятельными.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не ставится законом в зависимость от финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.