Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Ибрагимовой А.М.,
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.,
при секретаре - Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Магомедрасуловой П.М. на решение Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 14 сентября 2015 года по делу по заявлению М. П. М. о признании незаконными действий территориального участка ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" по Дахадаевскому району Республики Дагестан, выразившихся в необоснованном начислении задолженности за потребленный газ в размере "." рублей, с возложением обязанности снять указанную задолженность,
установила:
Магомедрасулова П.М. обратилась в Кайтагский районный суд с исковым заявлением о признании действий территориального участка ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" по Дахадаевскому району Республики Дагестан, выразившихся в необоснованном начислении задолженности за потребленный газ в размере "." рублей, с возложением обязанности снять указанную задолженность.
В обоснование своих требований указала, что она является потребителем газа по договору, заключенному между ней и газоснабжающей организацией. Ежемесячно и своевременно осуществляет оплату потребленного газа, однако поставка газа была приостановлена 17 июня 2015 года на основании письменного уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа в связи с возникшей задолженностью, полученного ею 28 февраля 2015 года.
3 июня 2015 года составлен Акт инвентаризации газифицированного домовладения, где имеется отметка на правом угле, счетчик аннулировать, начисления по нормативу. Между тем, согласно свидетельству о государственной поверке прибора учета газа, проведенной в июле 2015 года, установлена пригодность использования прибора учета газа до июля 2023 года. Несмотря на это, 17 июня 2015 года, без повторного уведомления, и без объяснения причин возникновения задолженности, составлен Акт о снятии прибора учета газа от 17 июня 2015 года с указанием истечения срока госповерки.
Решением Кайтагского районного суда от 14 сентября 2015 года в удовлетворении заявления Магомедрасуловой П.М. отказано.
На указанное решение Магомедрасуловой П.М. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Магомедрасулова П.М., считая решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, указывает, что судом при рассмотрении дела не учтены требования Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года, согласно которому до приостановлении подачи газа, поставщик газа обязан направить абоненту два уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, а абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление счётчика для проведения проверки годности к использованию, что и было сделано, имеется в деле акт о госповерке счётчика, из которого усматривается срок его действия до июля месяца 2023 года.
Также апеллянт полагает, что судом при рассмотрении дела, нарушены нормы процессуального права, иск к газовому хозяйству рассмотрен без каких-либо доказательств, не снята сумма с задолженности по оплаченным квитанциям.
В силу статьи 167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
При этом частью 2 данной статьи установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом "в" п. 21 "Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549, абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.
Пунктом 25 вышеуказанных Правил установлено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа, в том числе, если срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил.
Отсюда следует, что при использовании для учета газа прибора учета, срок очередной государственной поверки которого истек, считается, что прибор учета газа, соответствующий установленным требованиям, отсутствует, что в силу положений пункта 32 вышеназванных Правил является основанием для определения объема использованного газа по нормативам потребления газа.
В силу ч. 1 ст. 530 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Как установлено судом и следует из материалов дела, уведомлением о предстоящем приостановлении подачи газа от 28 февраля 2015 года, заявитель предупрежден о наличии задолженности, образовавшейся за период более 2 расчетных периодов подряд.
17 июня 2015 года газоснабжающая организация осуществила снятие прибора учета газа в связи с истечением срока госповерки, по результатам которого составлен акт.
Согласно акту инвентаризации газифицированного домовладения от 03 июня 2015 года, заявитель использует прибор учета газа 2003 года изготовления, дата очередной поверки - 2011 год.
Между тем, очередная госповерка прибора учета газа Магомедрасуловой П.М. произведена лишь в июле 2015 года, что подтверждается соответствующим актом.
Соответственно, задолженность по оплате газа, образовавшаяся за Магомедрасуловой П.М. с момента истечения срока государственной поверки прибора учета газа на дальнейший период (до восстановления условий, при которых объем использованного газа следует определять по показаниям прибора учета газа) подлежит определению исходя из нормативов потребления газа.
Поскольку срок очередной поверки, установленного у Магомедрасуловой П.М. прибора учета газа, наступил в 2011 году и к моменту приостановления подачи газа очередная поверка прибора учета газа произведена в июле 2015 года, то с момента окончания указанного срока действительности результатов государственной поверки до момента приостановления подачи газа задолженность Магомедрасуловой П.М. подлежит определению исходя из нормативов потребления газа, а не из показаний прибора учета.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ и п.п. 21 и 40 Правил плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с п. 21 Правил абонент обязан сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором.
Поэтому, в силу п. 39 Правил оплата поставленного газа с указанием в платежных документах его объема по показаниям прибора учета газа является сообщением абонентом поставщику сведений о потребленном газе.
Согласно имеющихся в деле сведений об оплате Габибовым Г.А. (покойным супругом Магомедрасуловой П.М.), поставленного ему газа, оплату газа он производил не ежемесячно, при этом перерывы между платежами составляли 3 и более месяца.
Отсюда следует, что Магомедрасулова П.М., вдова Габибова Г.А., не обеспечила ежемесячное представление в установленные сроки поставщику сведений о потребленном количестве газа.
Согласно п. 31 Правил в случае, если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа.
Из этой нормы следует, что в случае невыполнения абонентом о ежемесячном сообщении поставщику газа сведений о показаниях прибора учета газа, если перерыв между сообщениями составляет более 3 месяцев, показания прибора учета газа утрачивают свою значимость и расчет оплаты производится по иным правилам.
Из имеющихся в деле сведений об оплате Магомедрасуловой П.М. поставленного газа следует, что из них невозможно определить объем среднемесячного потребления газа, определенного по прибору учета газа, поскольку ни в одном случае Магомедрасуловой П.М. не производилась оплата газа за каждый месяц года подряд, а в некоторый период - за три месяца подряд.
Поэтому, расчет задолженности поставленного газа подлежит производить исходя из нормативов потребления газа.
Соответственно, такая задолженность не может соответствовать сумме оплаты газа, объем которого определяется исходя из показаний прибора учета.
С учетом этого суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами Магомедрасуловой П.М. о том, что она регулярно производила оплату газа по показаниям прибора учета газа.
Следовательно, поставщик газа имел достаточные основания для вывода о наличии у Магомедрасуловой П.М. задолженности по оплате газа, отличной от оплаты объема газа по показаниям прибора учета газа, который к тому же после 2011 года использовался без проведения государственной поверки.
В соответствии с п. 45 Правил поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в случае нарушения исполнения абонентом условий договора о предоставлении информации, без получения которой невозможно определить достоверный (фактический) объем потребленного газа, а также неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.
Как указано выше, Магомедрасуловой П.М. допускались, в том числе и к моменту приостановления подачи газа, не только несвоевременное несообщение сведений, необходимых для определения фактически потребленного газа, но и неоплата потребленного газа в течение более чем 2 расчетных периода подряд.
Соответственно, в силу приведенных выше обстоятельств поставщик имел основания для приостановления подачи газа для коммунально-бытовых нужд Магомедрасуловой П.М., поскольку последняя, в предусмотренном п. 46 Правил порядке была уведомлена о предстоящем приостановлении подачи газа.
Таким образом, законность действий поставщика по приостановлению газоснабжения обуславливается наличием оснований для приостановления исполнения обязательств по поставке газа и соблюдением процедуры приостановления поставки газа, которая, по мнению суда, соблюдена в полной мере.
Сумма задолженности определена из расчета, определяемого в соответствии с нормативами потребления газа, установленных приказом Министерства строительства и ЖКХ РД от 09 августа 2012 года N 149, применяемого по месяцам отопительного периода, продолжительность которого устанавливается органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценивая доказательства, собранные по делу в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования Магомедрасуловой П.М. о признании действий территориального участка ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" по Дахадаевскому району Республики Дагестан, выразившихся в необоснованном начислении задолженности за потребленный газ в размере "." рублей, подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласится с такими выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. П. М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.