Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Устаевой Н.Х.,
судей Алиевой Э.З. и Августиной И.Д.,
при секретаре Казакбиевой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя МВД по РД Курбатовой Ю.Ю. на решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от 16 сентября 2015года, которым постановлено: "Иск Хайбулаева М. М.ибовича в интересах недееспособного Хайбулаева М. М., удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Дагестан в пользу Хайбулаева М. М. денежное довольствие за период с "дата" по "дата" г., в сумме - N
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Дагестан выплачивать в пользу Хайбулаева М. М. ежемесячное денежное довольствие в размере - N, до его увольнения или допуска к исполнению служебных обязанностей.
Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Дагестан в пользу Хайбулаева М. М. в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя, в размере - N
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения представителя МВД по РД Курбатовой Ю.Ю., просившей отменить решение и отказать в иске, возражения представителя Хайбулаева М.М. - Мирзаевой З.М., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия
Установила:
Хайбулаев М. М.бибович обратился в суд с иском в интересах Хайбулаева М. М. к МВД РФ по РД о взыскании денежного довольствия, судебных расходов.
В обоснование он сослался на то, что Хайбулаев М.М. работал в должности "." с "дата". Приказом МВД по РД от "дата" N л/с он временно отстранен от выполнения служебных обязанностей с "дата" в связи с привлечением его в качестве обвиняемого по уголовному делу. С "дата" ему выплачивалось денежное довольствие, предусмотренное сотруднику, временно отстраненному от выполнения служебных обязанностей. "дата" Хайбулаев М.М. был задержан, и в отношении него была избрана мера пресечения в виде "." Постановлением судьи Верховного суда РД от "дата" по уголовному делу мера пресечения в отношении обвиняемого Хайбулаева М.М. изменена на ".".
В связи с этим он обратился к ответчику о выплате заработной платы за время отстранения его исполнения служебных обязанностей и увольнении из органов внутренних дел в связи с болезнью, в чем ему необоснованно было отказано письмом от "дата".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя МВД по РД Курбатова Ю.Ю. просит решение отменить как незаконное и отказать в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Хайбулаева М.М.- Хайбуллаев Ю.М. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражений на
нее,
судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены решения имеются.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от "дата" N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей, что согласуется с положениями ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющими заработную плату как вознаграждение за труд.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных помимо самого Кодекса и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В силу ст. 73 Федерального закона Российской Федерации от "дата" N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей в случае избрания в отношении сотрудника меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу- до отмены избранной меры пресечения;
Согласно части 8 статьи 73ст. 73 Федерального закона от "дата" N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел, временно отстраненному от выполнения служебных обязанностей выплачивается на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
При вынесении сотруднику оправдательного приговора или при прекращении в отношении его уголовного дела по реабилитирующим основаниям ему выплачивается денежное довольствие в полном размере за весь период содержания под стражей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец является сотрудником органов внутренних дел, работал в должности оперуполномоченного ОУР ОМВД России "Кизилюртовский" с "дата".
Приказом МВД по РД от "дата" N л/с он временно отстранен от выполнения служебных обязанностей с "дата" по п.1 ч.2 ст.73 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Основанием для этого явилось постановление руководителя второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по РД от "дата" о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.
С "дата" Хайбулаеву М.М. выплачивалось денежное довольствие, предусмотренное сотруднику, временно отстраненному от выполнения служебных обязанностей.
"дата" Хайбулаев М.М. был задержан, и в отношении него была избрана мера пресечения в виде ".".
В силу пункта 26 ст.2. Федерального закона Российской Федерации от "дата" N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если сотрудник обвиняется (подозревается) в совершении преступления и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, выплата денежного довольствия такому сотруднику приостанавливается.
В приведенной норме также оговорены условия возмещения сотруднику невыплаченной части денежного довольствия и возобновления выплаты - вынесение оправдательного приговора или прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям. Изменение сотруднику органов внутренних дел меры пресечения с содержания под стражей на подписку о невыезде, не указано в качестве основания для возобновления выплаты
Таким образом, закон предусматривает, что прекращенная при наличии совокупности указанных в нем условий выплата денежного довольствия не возобновляется при изменении условия в части меры пресечения в виде заключения под стражу, а только при изменении условия в части предъявления обвинения в совершении преступления - полное оправдание сотрудника либо прекращение уголовного дела за отсутствием состава либо события преступления.
Кроме того, по смыслу п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от "дата" N 247-ФЗ и ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации денежное довольствие, как и заработная плата, выплачивается сотруднику за выполнение служебных обязанностей. Между тем, истец в период отстранения от служебных обязанностей трудовые функции не исполнял, поэтому оснований для выплаты ему денежного довольствия не имелось. В то же время истец не был лишен средств к существованию в период отстранения от их выполнения, поскольку получал пенсию по инвалидности.
Таким образом, судом первой инстанции в обжалуемом решении неверно применена норма материального права, в частности правоотношения по выплате денежного довольствия.
Помимо этого, заслуживал внимания и довод ответчика о том, что Хайбулаев М.М. обратился к ним с заявлением о взыскании
заработной платы и увольнения из органов внутренних дел, и к завлению не были приложены надлежащим образом заверенные судебные акты об изменении Хайбулаеву М. М. меры пресечения с отметкой о вступлении их в законную силу.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Хайбулаева М.М. о взыскании денежного довольствия не имелось.
В связи с изложенным решение суда нельзя признать законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы РД от "дата" отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Хайбулаева М.М.
Председательствующий:
Судьи:
"."
"."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.