Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Бусиной Н.В.,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Кулундинского районного суда Алтайского края от 31 августа 2015 года
по делу по иску прокурора Кулундинского района Алтайского края в интересах Яковенко Л.В. к администрации Кулундинского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите о признании права на внесение изменений в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", возложении обязанности по внесению изменения в список граждан участников подпрограммы, выдаче государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в интересах Яковенко Л.В. обратился в суд с иском к администрации Кулундинского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите (далее - Главтрудсоцзащита) о признании права Яковенко Л.В. на внесение изменений в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, исходя из даты постановки на учет в Управлении Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю с ДД.ММ.ГГ; возложении обязанности внести изменения в список и в сводный список граждан-участников подпрограммы, изменив в них дату постановки на учет с ДД.ММ.ГГ на ДД.ММ.ГГ с возложением обязанности предоставить государственный жилищный сертификат с учетом постановки на учет, как вынужденного переселенца.
В обоснование заявленных требований указано, что семья Яковенко Л.В. в ДД.ММ.ГГ году прибыла в Российскую Федерацию из Республики Казахстан и с ДД.ММ.ГГ по настоящее время имеет статус вынужденного переселенца. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Ларичихинском сельсовете Тальменского района, снята с учета в связи с выездом на иное место жительства - в Кулундинский район. С ДД.ММ.ГГ Яковенко Л.В. состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с составом семьи из 5 человек по новому месту жительства в администрации Кулундинского сельсовета. Также Яковенко Л.В. включена в сводный список граждан - участников подпрограммы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". В указанном списке незаконно указана дата постановки на учет Яковенко Л.В. - ДД.ММ.ГГ, поскольку в данном случае должна учитываться первоначальная дата постановки истца на учет в качестве вынужденного переселенца - ДД.ММ.ГГ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Кулундинского сельсовета Кулундинского района Алтайского края.
Решением Кулундинского районного суда Алтайского края от 31 августа 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
За Яковенко Л.В. признано право на внесение изменений в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и в Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы, с учетом постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации Ларичихинского сельсовета Тальменского района Алтайского края с ДД.ММ.ГГ.
На администрацию Кулундинского района Алтайского края возложена обязанность внести изменения в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изменив дату постановки на учет Яковенко Л.В. с ДД.ММ.ГГ на ДД.ММ.ГГ.
На Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите возложена обязанность внести изменения в Сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, изменив дату постановки на учет Яковенко Л.В. с ДД.ММ.ГГ на ДД.ММ.ГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Главтрудсоцзащита просит решение суда отменить в части, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Главтрудсоцзащите, указывая на то, что действия Главтрудсоцзащиты по формированию сводных списков производны от информации, предоставляемой органами местного самоуправления, и права истца не нарушают. Внесение изменений в сводный список граждан-участников подпрограммы будет произведено Главтрудсоцзащитой при предоставлении администрацией Кулундинского района Алтайского края списка, уточненного в соответствии с вступившим в силу решением суда.
В представленных возражениях прокурор Кулундинского района и Управление федеральной миграционной службы по Алтайскому краю просят решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Фомина П.В., указывая на законность и обоснованность решения, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.3 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приступила к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Фомину П.В., обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Закон Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Как следует из положений подп. 2,4 п. 1 ст. 7 названного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности; предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2000 N 845 утверждено Положение "О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" (далее - Положение).
В подп. "б" п. 3 Положения закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.
В соответствии с п. 39 Положения решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.
Предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет (п. 42).
Как следует из приказ Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации N 31 "Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев", изданного 10.04.2001 во исполнение указанного Положения, вынужденные переселенцы, состоявшие на жилищном учете в органе местного самоуправления и территориальном органе упраздненной ФМС России одновременно, включаются в сводные списки по более ранней дате принятия на жилищный учет (п. 3.4)
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации 08.11.2000 N 845 "Об утверждении Положения "О жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" считаются действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением.
Таким образом, из анализа указанных положений следует, что очередность предоставления гражданам - участникам подпрограммы государственных жилищных сертификатов зависит от даты постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГ администрацией Ларичихинского сельсовета Тальменского района Алтайского края Яковенко Л.В. с составом семьи 5 человек (муж Яковенко В.В., дети: Яковенко Д.В., Яковенко Р.В., Яковенко Ю.В.) приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как вынужденные переселенцы.
ДД.ММ.ГГ решением Первомайского МОМС Алтайского края Яковенко Л.В. признана вынужденным переселенцем, ей выдано соответствующее удостоверение. С указанного времени, истцу статус вынужденного переселенца постоянно продлевается, в настоящее время продлен на срок до ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Яковенко Л.В. администрацией Ларичихинского сельсовета Тальменского района снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с выездом на иное постоянное место жительства в другой муниципальный район.
С ДД.ММ.ГГ Яковенко Л.В. с семьей проживает в с.Кулунда, Кулундинского района, Алтайского края. ДД.ММ.ГГ на основании решения жилищной комиссии администрации Кулундинского района Алтайского края Яковенко Л.В. и члены ее семьи поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как вынужденные переселенцы. При этом по сведениям УФМС России по Алтайскому краю истец включена в список вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на учет в администрации Кулундинского района Алтайского края - ДД.ММ.ГГ.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, при этом исходил из того, что статус вынужденного переселенца истцу, состоящей на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГ, был присвоен ДД.ММ.ГГ, снятие с учета нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с выездом на иное место жительства, где истец вновь была поставлена на такой учет, не свидетельствует об утрате права состоять на учете в качестве нуждающегося с даты первоначальной постановки на учет.
Поскольку решение суда обжалуется в части удовлетворения требований к Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, судебная коллегия, руководствуясь ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений ст. ст. 1,2,9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Оценивая доводы апелляционной жалобы Главтрудсоцзащита, указывающие на то, что Главтрудсоцзащита является ненадлежащим ответчиком по делу и прав истца не нарушала, судебная коллегия полагает, что данные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, в виду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 года" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной Подпрограммы.
Согласно п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий, подают соответственно в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме, с приложением установленных документов.
Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (п. 21).
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.24).
В соответствии с п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту. Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы (п. 29).
Порядок оформления и выдача сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (п. 32).
В соответствии с Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2008 N 80 "О реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, с учетом Указа Губернатора Алтайского края от 02.02.2015 N 8 "О реорганизации Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и управления Алтайского края по труду и занятости населения" выдача сертификатов вынужденным переселенцам осуществляет Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите.
Из материалов дела следует, что Яковенко Л.В. включена в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2015 год с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГ.
При таких обстоятельствах вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции обосновано удовлетворил требования истца к Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, поскольку указанное учреждение формирует сводный список граждан-участников подпрограммы, а также выдает жилищные сертификаты.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность постановленного судом решения, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кулундинского районного суда Алтайского края от 31 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.