Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Медведева А.А., Гореловой Т.В.,
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 8 июня 2015г. по делу
по иску Ш.А.В., Ш. Зинаиды Фёдоровны к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности,
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с указанными исковыми требованиями, в их обоснование Ш.А.В. и Ш.З.Ф., указывали, что Ш.А.В. является бывшим военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации. В период прохождения военной службы истцу и его семье Барнаульской квартирно-эксплуатационной частью на основании решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Индустриального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ (ордер серии И ***) была предоставлена квартира, расположенная по адресу "адрес"73, в которой они проживают и состоят на регистрационном учете по месту жительства по настоящее время.
Имея намерение приватизировать указанную квартиру, истцы подали соответствующее заявление в Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, однако им было указано, что квартира находится в федеральной собственности, и по вопросам приватизации необходимо обращаться в Барнаульскую квартирно-эксплуатационную часть. После чего с заявлением о приватизации истцы обратились в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, из указанного учреждения получен ответ, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности. На заявление истцов о приватизации спорной квартиры, поданное в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации ответа дано не было, а на аналогичное заявление, поданное истцами в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" получил ответ о том, что разрешение на приватизацию квартиры данное учреждение не может выдать в связи с отсутствием у него на это полномочий.
Исчерпав все возможности реализовать право на приобретение в собственность занимаемого ими жилого помещения, истцы обратились в суд и просят признать за каждым из них право на ? долю в праве собственности на спорную квартиру.
Определением суда от 16 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 8 июня 2015г. исковые требования Ш.А.В., Ш.З.Ф. удовлетворены.
За Ш.А.В. и Ш. Зинаидой Фёдоровной в порядке приватизации признано право собственности на "адрес" в "адрес" по ? доле в праве собственности за каждым.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам. Так, автор жалобы указывает, что поскольку в установленном Жилищным кодексом РФ порядке решения о предоставлении истцам спорной квартиры на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось, следует исходить из того, что квартира предоставлена истцу во временное пользование на период службы. Нарушение порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду не является основанием для отнесения такого жилого помещения к жилому фонду социального использования.
Истец Ш.А.В. в настоящем судебном заседании просит отклонить апелляционную жалобу.
Истец Ш.З.Ф. в письменном заявлении просила рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявки не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст.6 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В силу ст.11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Судом установлено, что 13.01.1986г. Ш.А.В. на основании решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Индустриального района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** выдан вселительный ордер *** на состав семьи, включающий 3 человек - жену Ш.З.Ф. и двух дочерей Ш.Т.А., Ш.И.А.
Квартира предоставлена для проживания истцу в период прохождения Ш. военной службы Барнаульской квартирно-эксплуатационной частью, на тот момент квартира находилась в фонде Министерства обороны СССР.
Как следует из Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.03.2015г., квартира, расположенная по адресу: "адрес", является собственность Российской Федерации и находится в оперативном управлении Барнаульской КЭЧ.
30 мая 2006 года Ш.А.В. подал рапорт командиру войсковой части 68094 о постановке его на учет по улучшению жилищных условий, обосновав свое заявление тем, что после предоставления ему жилого помещения количество человек в составе его семьи увеличилось.
Согласно выписке из приказа по личному составу от 26 ноября 2009 года *** Ш.А.В. учтен, как не обеспеченным жилой площадью по установленным нормам.
Приказом *** от 30.09.2010г. Ш.А.В. уволен с военной службы в отставку на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по состоянию здоровья, при этом жилой площадью по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением его в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
03.12.2013 года Ш.А.В. выдан государственный жилищный сертификат серии УВ ***, согласно которому ему предоставлена за счет средств федерального бюджета социальная выплата в размере "данные изъяты" рубля для приобретения жилого помещения. При этом, расчет размера субсидии в соответствии с Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N76, предоставлен в расчёте на недостающие 46,5 кв.м с учётом имеющейся в пользовании квартиры площадью 43,5 кв.м., являющейся предметом настоящего спора.
Согласно выписке из домовой книги от 02.02.2015г. в спорной квартире по месту жительства с ДД.ММ.ГГ зарегистрированы Ш.А.В., Ш.З.Ф., А.Т.А. (до брака Ш.).
А.Т.А. отказалась от участия в приватизации указанной квартиры, удостоверив свой отказ в нотариальном порядке.
Истцы не имеют в собственности объектов недвижимости.
Притязаний на данную квартиру со стороны иных лиц не имеется.
При таких обстоятельствах районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требовании я подлежат удовлетворению.
Возражения ответчиков, в том числе и позиция, изложенная в апелляционной жалобе, строится на том, что спорная квартира является специализированным жилым помещением и в этой связи приватизирована быть не может.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд первой инстанции доводы ответчиков отверг, поскольку доказательств признания спорной квартиры в установленном порядке служебным жилым помещением ответчиками не представлено.
Ссылка в апелляционной жалобе на решение Верховного Суда РФ по конкретному делу не может быть принята во внимание при разрешение данного спора. Во-первых, судебный прецедент не является в Российской Федерации источником права. Во-вторых, в упомянутом в жалобе судебном акте Верховного суда разрешался спор о возможности приватизации жилого помещения, в отношении которого не принято решение об отнесении его к специализированному жилому фонду, и предоставленного истцу в период военной службы, но уже в период, когда правовое положение военнослужащих, в том числе и жилищное обеспечение на период военной службы, регулировалось федеральным законом "О статусе военнослужащих". Тогда как в рассматриваемом в настоящем деле случае квартира предоставлена истцу в период действия Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно статье 4 действующих на этот период времени и до ДД.ММ.ГГ Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также согласно статье 5 Жилищного Кодекса РСФСР находящиеся на территории СССР и РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.
Жилищный фонд включает:
жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);
жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);
жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).
Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Дома ведомственного жилищного фонда в городах и поселках городского типа подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом М. С. и Советами М. союзных республик.
По смыслу этой нормы материального закона находящиеся в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации жилищный фонд являлся ведомственным жилищным фондом и этот жилищный фонд не мог составлять жилищный фонд местных Советов. Основы предусматривали постепенную передачу ведомственного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом М. С. и Советами М. союзных республик.
Однако, Министерство обороны Российской Федерации не передало спорную квартиру в ведение местного Совета народных депутатов. Доказательства обратному в материалах дела отсутствуют и в суды первой и апелляционной инстанций не представлены.
В соответствии со статьей 11 указанных Основ абзацу 1 статьи 6 ЖК Р. управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществляется их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления.
Управление ведомственным жилищным фондом осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
Следовательно, законодатель четко разграничивал полномочия по управлению жилищным фондом местных Советов и ведомственным жилищным фондом Министерств. Иной порядок и условия управления данными видами жилищных фондов этим законом и нормами действовавшего до ДД.ММ.ГГ Жилищного кодекса Р. не предусматривались.
В силу статьи 39 данных Основ служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, а также порядок предоставления этих помещений и пользования ими устанавливаются законодательством Союза ССР и союзных республик.
В случаях, определяемых Советом М. С., служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Возможность предоставления отдельным категориям военнослужащих служебных помещений также была закреплена в статье 104 Жилищного кодекса Р..
Из перечисленных правовых норм следовало, что законодатель в указанном Основном законе четко разграничивал не только порядок управления указанными видами жилищных фондов, но указал то, что местные Советы народных депутатов вправе включать в число служебных лишь находящиеся в их ведении жилые помещения, а предоставление отдельным категория военнослужащих служебных помещений определялся Советом М. С..
В соответствии с пунктом 3 Постановления Совета М. С. от 06 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения"данного Постановления Совета министров СССР от 06 мая 1983 года N "данные изъяты" выдача ордеров на жилые помещения в военных городках, не перечисленных в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляется исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов.
Анализ этих положений свидетельствует о том, что в ведении и оперативном управлении Министерства обороны СССР, а затем Министерства обороны РСФСР находился не только ведомственный служебный жилищный фонд, но и иной ведомственный жилищный фонд, созданный за счет собственных средств Министерства обороны или закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации арендованного у местных Советов (их правопреемников) жилищного фонда, но оставшихся в собственности, в хозяйственном ведении или в оперативном управлении этого жилищного фонда местных Советов (их правопреемников).
Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 г. N285 также не исключалась возможность обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, как служебным жильем, так и жильем по найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
С учетом норм указанных материальных законов и положений Постановления Совета Министров СССР 06 мая 1983 года N 405 местные Советы народных депутатов трудящихся были компетентны в управлении ведомственным жилищным фондом Министерства обороны СССР и Российской Федерации, находящимся в военных городках, и в выдачи военнослужащим, а также лицам гражданского персонала Вооруженных сил ордеров на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения, лишь образованные за счет жилищного фонда местных Советов народных депутатов трудящихся (их правопреемников) или арендованные Министерством обороны у местных Советов (правопреемников), за исключением ведомственного жилищного фонда в закрытых военных городках с пропускной системой или в обособленных военных городках при войсковых частях.
Этот порядок не противоречил нормам Жилищного кодекса РСФСР.
Так, в силу действующей по состоянию на 1996 год статьи 105 ЖК РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии со статьей 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.
Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР).
Исходя из положений ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, жилое помещение включается в число служебных на основании решения органа местного самоуправления (ранее на основании решения исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов).
Доказательств, подтверждающих включение жилого помещения в число служебных жилых помещений на основании решения соответствующего органа, при рассмотрении дела не представлено.
Из содержания указанных норм Закона ордер является лишь допустимым доказательством о праве гражданина на вселение в жилое помещение. При этом в ордере о праве вселения в служебное жилое помещение должно быть указано что помещение является служебным.
В выданном истцам ордере на спорную квартиру отсутствует указание о том, что семья военнослужащего Ш.А.В. вселяется в служебное жилое помещение.
Доказательств того, что спорная квартира на момент выдачи истца указанного ордера имела статус служебной не представлено.
Вместе с тем, основанием к отказу в приватизации жилого помещения является лишь наличие у помещения специального статуса "служебного жилого помещения", установленного в предусмотренном законом порядке.
Доводы жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, поскольку не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность, судебной коллегией не принимаются, так как не могут повлечь отмену или изменение решения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1455 от 03.11.2010 (в ред. Приказов Министра обороны Российской Федерации N 453 от 05.04.2011, N 606 от 22.03.2012) осуществление функций, связанных с вопросами жилищного обеспечения, возложено на уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Указанный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых относится ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая то обстоятельство, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации были привлечены к участию в деле в качестве ответчиков, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного постановления.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 8 июня 2015г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.