Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Б.Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации "адрес" Алтайского края на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску К к КЖКХ "адрес", администрации "адрес" в лице комитета по делам молодежи администрации "адрес" о признании незаконным приказа, возложении обязанности включить в списки участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае ДД.ММ.ГГ" с момента первоначального обращения.
Заслушав доклад судьи Александровой Л.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ К впервые обратилась в администрацию "адрес" с заявлением о признании её семьи, состоящей из трех человек, нуждающейся в жилом помещении для включения в число участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на ДД.ММ.ГГ".
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ. *** К и членам ее семьи было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для дальнейшего участия в долгосрочных целевых программах по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий молодых семей.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ по делу *** исковые требования К о признании незаконным постановления администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ, возложении обязанности на ответчика принять на учет истца и членов ее семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для дальнейшего участия в долгосрочных целевых программах по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий молодых семей удовлетворены.
Признано незаконным постановление администрации "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ об отказе К и членам её семьи в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочных целевых программах по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий молодых семей.
На комитет жилищно-коммунального хозяйства возложена обязанность признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет для участия в долгосрочных целевых программах по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий молодых семей К и членов её семьи.
Определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГ указанное решение Ленинского районного суда "адрес" в части удовлетворения требований о возложении на Комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет для участия в долгосрочных целевых программах по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий молодых семей К и членов её семьи изменено. В указанной части принято решение о возложении на комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" обязанности рассмотреть заявление К о принятии молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и представленные документы в установленном законом порядке. В остальной части решение оставлено без изменения.
Приказом КЖКХ "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** К вновь отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении семьи К признан незаконным. На комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании нуждающейся в жилом помещении семьи К
Приказом КЖКХ "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ молодая семья К составом три человека, признана нуждающейся в жилом помещении. Приказ от ДД.ММ.ГГ ***, принятый в отношении К, признан утратившим силу.
ДД.ММ.ГГ К подано заявление в комитет по делам молодежи администрации "адрес" о включение в число участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2011-2015 годы".
Уведомлением от ДД.ММ.ГГ истец был извещен о признании семьи участницей Программы.
Истец, полагая, что нарушаются права ее семьи на участие в программе "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на ДД.ММ.ГГ", обратилась в суд об оспаривании приказа КЖКХ "адрес" от ДД.ММ.ГГ в части неуказания даты, с которой ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Полагает, что решение о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении должно было состояться не позднее ДД.ММ.ГГ, а ее обращение для включения в число участников программы при надлежащем исполнении обязанностей администрации "адрес" и КЖКХ "адрес" могло состояться не позднее ДД.ММ.ГГ (срок ответа по условиям программы составляет 30 дней). Следовательно, ее семья должна быть включена в число участников программы на "данные изъяты" с присвоением порядкового номера не позднее ДД.ММ.ГГ.
В процессе рассмотрения дела истец представила уточненное исковое заявления, в котором дополнительно просит признать за ней и ее семьей право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГ.
В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве надлежащего ответчика привлечена администрация "адрес".
В судебном заседании истец на удовлетворении уточненных требований настаивала, по указанным в иске основаниям. Дополнительно указала, что в настоящее время нарушаются ее права, поскольку в комитете по делам молодежи администрации "адрес" ей пояснили, что в число участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2011 - 2015 годы" ее семья не будет включена на 2015 год, поскольку заявление на участие в программе было подано только в 2015 году.
Представитель ответчика КЖКХ "адрес" не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление.
Решением Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГ исковое заявление удовлетворено в части.
Суд постановилпризнать за К право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для включения в число участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на 2011 - 2015 годы" составом семьи из трех человек, с момента первоначального обращения - ДД.ММ.ГГ.
На администрацию "адрес" в лице комитета по делам молодежи администрации "адрес" возложена обязанность включить семью К в списки участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае на ДД.ММ.ГГ годы" с присвоением порядкового номера не позднее ДД.ММ.ГГ.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе администрация "адрес" просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах о том, что участие в программе носит заявительный характер. Согласно учетной записи в журнале регистрации приема заявлений порядковый номер семьи ***.
Согласно порядку формирования списков молодых семей-участников Программы, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, семья истца отнесена к семьям третьей очереди и включена в Список по состоянию на ДД.ММ.ГГ.
Тот факт, что нуждаемость в улучшении жилищных условий устанавливалась на основании решения суда, не имеет правового значения, так как законодатель связывает право на включение в списки участников программы не с момента постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а с момента обращения в орган местного самоуправления с заявлением об участии в Программе.
Удовлетворение требований истца влечет нарушение прав граждан, включенных в число участников в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, то есть ранее даты обращения истца.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась истец и представитель ответчика Администрации "адрес" П, иные лица участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, заслушав истца, и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1050).
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление с приложением требуемых документов.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представляемых документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы (пункты 15, 15 (1), 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1050.
Названные выше Правила предусматривают, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 1050).
Как установлено судом, истец обратилась с заявлением о принятии молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГ.
Решение об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, вынесенное ДД.ММ.ГГ, решением суда признано незаконным, как и последующее решение об отказе.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с ДД.ММ.ГГ у истца возникло право обратиться с заявлением в комитет по делам молодежи администрации "адрес" для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы", следовательно в списки участников данной программы должна быть включена, с присвоением порядкового номера не позднее ДД.ММ.ГГ.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Нарушенное право и законные интересы гражданина в силу ст. ст. 2, 15, 17, 18, 19, 40, 45, 46 Конституции РФ, ст. ст. 3, 6, 11 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат защите.
Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Оценивая в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства по делу, суд пришел к обоснованному выводу о том, ранее принятые судебные акты не привели к окончательному восстановлению и защите прав истца в настоящий момент, поскольку включение семьи К в число участников программы ДД.ММ.ГГ, дает им право на получение денежной выплаты только ДД.ММ.ГГ, либо при недостаточности финансирования в последующих годах.
Вместе с тем такое положение, с учетом первоначального обращения истца в ДД.ММ.ГГ, снижает уровень правовых гарантий истца как участника подпрограммы, предусмотренных федеральным законодательством, нарушая принцип равенства всех перед законом, что недопустимо.
Часть 2 пункта 26 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27 настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.
Данная норма федеральной целевой программы, предоставляет субъекту Российской Федерации право на утверждение порядка внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, при этом положение "или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой" свидетельствует о том, что перечень оснований для внесения таких изменений не является закрытым.
Подпрограмма направлена на реализацию одного из приоритетных направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
Целью подпрограммы, как уже сказано выше, является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
По таким основаниям коллегия не соглашается с доводами жалобы ответчика.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика администрации "адрес" Алтайского края на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.