Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Советского районного суда Алтайского края от 26 августа 2015 года
по делу по иску Пипунырова В. С., Пипуныровой Е. А. к администрации Советского района Алтайского края о признании решения администрации незаконным, признании собственниками жилого дома, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пипуныров В.С. и Пипунырова Е.А. обратились в суд с иском к администрации Советского района, ссылаясь на то, что в результате паводка в мае-июне 2014 года был затоплен их дом по адресу: "адрес", в котором они проживают с "данные изъяты" года.
Право собственности истцов на дом зарегистрировано "данные изъяты" года на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГ. Поскольку истцы на момент паводка не являлись собственниками дома и дом приобрел статус жилого помещения с момента ввода его в эксплуатацию и регистрации права собственности, администрация Советского района решением от ДД.ММ.ГГ *** отказала истцам в предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт дом в соответствии с п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утв. Постановлением Администрации Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ.
Не согласившись с решением администрации, истцы обратились в суд с настоящим иском, в котором просили: признать решение администрации от ДД.ММ.ГГ незаконным; признать истцов собственниками жилого дома по адресу: "адрес", на день режима чрезвычайной ситуации (паводка на территории Советского района в мае-июне 2014 года); обязать администрацию района включить истцов в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка дома; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Советского районного суда Алтайского края от 26.08.2015 иск удовлетворен: решение администрации Советского района от ДД.ММ.ГГ признано незаконным; истцы признаны собственниками жилого дома по адресу: "адрес", на день режима чрезвычайной ситуации (паводка на территории Советского района в мае-июне 2014 года); на администрацию района возложена обязанность включить истцов в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка дома; решение суда обращено к немедленному исполнению; с администрации в пользу истцов взысканы расходы по оплате госпошлины по "данные изъяты" руб. в пользу каждого.
С апелляционной жалобой обратилось третье лицо по делу Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, в жалобе просит отменить решение суда, указывая, что отказ администрации в предоставлении истцам социальной выплаты являлся правомерным, поскольку отсутствовали правовые основания для выплат. Единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество в силу закона является государственная регистрация. Истцы собственниками дома на май-июнь 2014 года не являлись, так как право собственности у них возникло в марте 2015 года. Таким образом, выводы суда о принадлежности дома истцам, основанный только на факте их постоянного проживания там и отсутствия иного жилого помещения, не основан на законе. При этом факт проживания истцов на момент паводка в доме не подтвержден надлежащими доказательствами, так как справка (выписка из похозяйственного учета) администрации датирована февралем 2014 года.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истцы просят оставить решение суда без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания по уважительным причинам не заявили, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам по делу (п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии с абзацем 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу в следствии чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2015 N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее - Правила), в том числе в Алтайском крае.
В соответствии с п. 5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения (пункт а)).
В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 N 234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее - Порядок), определяющий правила выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года.
В соответствии с п. 4 Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
При отсутствии указанных оснований принимается решение об отказе во включении собственника (ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года.Как установлено судом и следует из материалов дела, в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, включая Советский район, произошло наводнение.
Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** с ДД.ММ.ГГ на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком. Постановлением администрации Советского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** с ДД.ММ.ГГ введен режим чрезвычайной ситуации на территории Советского района.
Жилой "адрес" попал в район затопления и был внесен в соответствующий список, утвержденный первым заместителем Губернатора Алтайского края ДД.ММ.ГГ, как непригодный для проживания в результате паводка и нуждающийся в капитальном ремонте.
Письмом *** от ДД.ММ.ГГ администрацией Советского района Алтайского края отказано в предоставлении социальной выплаты истцам ввиду несоответствия условиям ее предоставления, а именно по причине того, что истцы на момент паводка не являлись собственниками жилого дома.
Действительно, как следует из материалов дела, земельный участок по адресу: "адрес", был выделен Пипунырову В.С. постановлением администрации Шульгинского сельсовета *** от ДД.ММ.ГГ под строительство жилого дома сроком на один год. На основании постановления администрации Шульгинского сельсовета *** от ДД.ММ.ГГ и договора от ДД.ММ.ГГ земельный участок был продан истцам в совместную собственность. Согласно п. 1.2. договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГ на земельном участке имеется жилой дом. Право собственности истцов на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГ.
Право общей совместной собственности истцов на жилой дом зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГ на основании Договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию *** от ДД.ММ.ГГ, выданного администрацией Шульгинского сельсовета Советского района, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В силу ст. 8.1. ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В статьях 13, 17, 18, 20, 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством подтверждают такие обстоятельства и в отношении которых проводится регистрирующим органом правовая экспертиза. Причем право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документа, подтверждающего факт его создания, и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Следовательно, для того, чтобы, стать объектом права собственности недвижимое имущество должно быть создано на отведенном для этого земельном участке, индивидуализировано и введено в гражданский оборот именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке, в том числе с соблюдением разрешительного порядка создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей, предусмотренного специальным законодательством.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
По настоящему делу право собственности истцов на вновь созданное недвижимое имущество - жилой "адрес" возникло ДД.ММ.ГГ после государственной регистрации такого права в соответствующем государственном реестре прав и введения объекта недвижимости в эксплуатацию на основании разрешения на ввод от ДД.ММ.ГГ.
Исходя из анализа вышеприведенных положений законодательства, регулирующего порядок предоставления социальной выплаты, следует вывод о том, что предоставление такой выплаты возможно при одновременном соблюдении следующих условий: нахождения в собственности у заявителя жилого помещения, пострадавшего в результате паводка и требующего капитального ремонта, как на момент чрезвычайной ситуации так и на момент подачи заявления.
В данном случае право собственности истцов на жилой дом на момент чрезвычайной ситуации отсутствовало, жилой дом как объект правоотношений на момент паводка не существовал, право собственности на дом у истцов в силу положений закона возникло только ДД.ММ.ГГ, каких-либо достоверных доказательств того, что на момент паводка документы по оформлению права собственности истцов на дом находились на оформлении, суду стороной истцов не представлено.
Основания приобретения права собственности определены в ст. 218 ГК РФ. При этом право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации в силу прямого указания ст. 219 ГК РФ.
Сам по себе факт проживания в жилом доме не является основанием для возникновения у истцов права собственности на дом, иного основания для удовлетворения такого требования по смыслу ст. 218 ГК РФ не имеется, в том числе учитывая, что они являются на настоящий момент собственниками дома и их право собственности не оспаривается, то есть отсутствует нарушение их прав как собственников, подлежащее судебной защите, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части заслуживают внимания.
При таких обстоятельствах, у истцов отсутствует совокупность оснований в соответствии с п. 4 Порядка на получение социальной выплаты для капитального ремонта, в связи с чем отказ администрации является законным и обоснованным и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу и отказом в удовлетворении иска в полном объеме, в том числе в части судебных расходов в силу ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края удовлетворить.
Решение Советского районного суда Алтайского края от 26 августа 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Пипунырова В. С., Пипуныровой Е. А. отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.