Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Еремина В.А.,
судей Тарасовой О.Н., Алешко О.Б.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району и третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 25 августа 2015 года по делу
по иску Госсен Р.А. к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о признании решения незаконным и возложении обязанности включить в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Госсен Р.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району и просила признать решение ответчика об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения как педагогическому работнику, пенсионеру от ДД.ММ.ГГ *** незаконным; признать за ней право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию, проживающим в сельской местности; возложить обязанность включить ее в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГ.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГ обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности.
Решением от ДД.ММ.ГГ ей отказано в назначении компенсации в связи с отсутствием 10-летнего стажа работы в муниципальном или краевом образовательном учреждении.
Считает данное решение незаконным, поскольку ее педагогический стаж в сельской местности - на территории с. Кусак Немецкого национального района Алтайского края составляет более 20 лет. До выхода на пенсию ДД.ММ.ГГ, она являлась получателем компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения как педагогический работник в сельской местности, назначенной по ДД.ММ.ГГ.
Полагает, что занятие педагогической деятельностью в образовательном учреждении, не являющемся государственным либо муниципальным, не может служить основанием для лишения ее права на получение указанных льгот при выходе на пенсию.
Решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 25 августа 2015 года постановлено: исковые требования Госсен Р.А. удовлетворить.
Признать решение Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району *** от ДД.ММ.ГГ незаконным.
Признать за Госсен Р.А. право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
Возложить на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району обязанность включить Госсен Р.А. в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с августа 2015 года.
Ответчиком на указанное решение суда подана апелляционная жалоба.
В жалобе Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району просит решение суда отменить и принять новое, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, значимых для разрешения данного спора.
В обоснование доводов указывает, что при разрешении спора судом не принято во внимание, что Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на получение компенсации предусмотрено только для работающих педагогов. В соответствии с п.8 ст. 47 данного закона полномочия по установлению условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки делегировано субъектам Российской Федерации.
В Алтайском крае порядок и условия предоставления компенсации регламентированы законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года N88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопление и освещение педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года N99.
Указанными нормативными правовыми актами предусмотрено предоставление мер социальной поддержки, вышедшим на пенсию сельским педагогам, работавшим в образовательных учреждениях и имеющим необходимый стаж работы в краевых государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Истец на момент выхода на пенсию имела общий педагогический стаж работы в образовательных учреждениях сельской местности более 10 лет, однако, не в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации, в связи с чем у нее отсутствует право на предоставление указанных льгот.
Апелляционная жалоба третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите содержит аналогичные доводы и требования. Подчеркнуто, что правовыми нормами определена форма собственности образовательных учреждений, работа в которых дает право на получение мер социальной поддержки сельским педагогам. В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец занимала должности в образовательном учреждении, которое не являлось краевым и муниципальным, следовательно, данный стаж работы не может быть принят во внимание для назначения компенсации.
В связи с тем, что общий стаж работы Госсен Р.А. в образовательных учреждениях, предусмотренных Правилами, составляет менее 10 лет, правовые основания для предоставления компенсации расходов у Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району отсутствовали. Получение мер социальной поддержки до выхода на пенсию, не влечет перехода данного права в дальнейшем, поскольку определяется заново, при подаче соответствующего заявления.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите Польгейм О.В. доводы апелляционных жалоб поддержала.
Иные лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Госсен Р.А. с ДД.ММ.ГГ назначена пенсия как педагогическому работнику.
До ДД.ММ.ГГ она продолжала заниматься педагогической деятельностью в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности. На момент увольнения стаж ее работы в образовательном учреждении составил более 10 лет.
Как следует из записей в трудовой книжке истца, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ год Госсен Р.А. работала воспитателем детского сада, расположенного в "адрес" Алтайского края; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ воспитателем детского сада ИП КФХ Функнер В.М.; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ воспитателем детского сада ООО "Кусакское" и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ воспитателем МБДОУ детский сад "Ракета" филиал ***.
ДД.ММ.ГГ, она уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГ истец указывал, что фактически работал в одном и том же детском саду.
При выходе на пенсию и в последующем, работая воспитателем в МБДОУ детском саду "Ракета" филиал ***, истец пользовался льготами по оплате коммунальных услуг как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности.
По сведениям, представленным Управлением соцзащиты населения по Немецкому национальному району в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, Госсен Р.А. предоставлялись меры социальной поддержки, как педагогическому работнику сельской местности, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, освещения и отопления.
Госсен Р.А. ДД.ММ.ГГ обратилась в Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопление и освещение как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности.
Решением Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району истцу отказано в предоставлении данной меры социальной поддержки по причине недостаточности стажа педагогической работы в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом стаж работы в детском саду, когда он не являлся муниципальным учреждением, не учтен как педагогический стаж, дающий право на льготы.
Разрешая спор и признавая за истцом право на компенсацию расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу ст. 21 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных этим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.Согласно п.8 ст.47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", действовавшим до 01 сентября 2013 года, образовательным признавалось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
К образовательным учреждениям относятся и дошкольные.
Согласно статье 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имели право пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" приведенная норма Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ).
Во исполнение ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" принят Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (постановление администрации Алтайского края от 07 декабря 2009 года N 515 и от 29 февраля 2012 года N 99).
Согласно названным правовым актам в Алтайском крае с ДД.ММ.ГГ компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности педагогам-пенсионерам при условий наличия стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получения на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, а с ДД.ММ.ГГ при указанных условиях только определенной категории педагогов-пенсионеров: занимавшимся непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельностью в государственных, краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.
В силу п.2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 99, распространивших свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГ, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Между тем, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения.
Таким образом, заявительница, являясь пенсионером, ранее отработавшая не менее 10 лет педагогическим работником в сельской местности и получающая на момент выхода на пенсию спорную компенсацию, приобрела право на получение указанных льгот по оплате жилья и отопления и освещения.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о том, что недопустимо принятие нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права граждан. При правовом регулировании мер социальной поддержки, необходимо соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, существующих прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо изменение льгот компенсационного характера будет иметь место только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 20-П, от ДД.ММ.ГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГ N 415-О, от ДД.ММ.ГГ N 17-О, от ДД.ММ.ГГ N 521-О, от ДД.ММ.ГГ N 553-О-П).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит доводы жалоб основанными на неправильном толковании закона. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 25 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району и третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.