Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 августа 2015 года по делу
по иску Б.Н.А., действующей в своих интересах и в интересах малолетнего ребенка Б.А.А., к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Б.Н.А., действующая в своих интересах и в интересах малолетнего ребенка Б.А.А. обратилась в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований истец указала, что в результате чрезвычайной ситуации - наводнения в мае-июне 2014 года был утрачен жилой дом по адресу: "адрес" Алтайского края, "адрес", в котором Б.Н.А. была зарегистрирована и проживала на момент чрезвычайного происшествия. В связи с полной утратой имущества истец получила денежные выплаты, предусмотренные постановлением администрации Алтайского края от 10 июня 2014 года N 270 "Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года". В соответствии с заключением эксперта N 59-14-08-06 ТЗ от 04 августа 2014 года жилой дом по указанному адресу является аварийным и непригодным для проживания. Вместе с тем, решением Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Б.Н.А. было отказано во включении в список на получение государственного жилищного сертификата в связи с тем, что степень разрушения жилого помещения не признана сильной. Истец указала, что при обращении с соответствующим заявлением, ею были представлены все необходимые документы.
Б.Н.А. просила признать незаконным решение Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об отказе во включении в сводный список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего вследствие резкого подъема воды в реке Обь в мае-июне 2014 года; признать право Б.Н.А. на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, произошедшего вследствие резкого подъема воды в реке Обь в мае-июне 2014 года; обязать ответчика включить истца в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края.
В ходе рассмотрения гражданского дела истец уточнила исковые требования, указав, что действует в своих интересах и в интересах малолетнего ребенка Б.А.А., 24 августа 2003 года рождения.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 19 августа 2015 года исковые требования Б.Н.А. удовлетворены.
Признано незаконным решение Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об отказе во включении Б.Н.А., действующей в своих интересах и в интересах малолетнего ребенка Б.А.А., в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
Признано за Б.Н.А. и Б.А.А. право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность включить Б.Н.А. и Б.А.А. в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
С Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края взысканы в пользу Б.Н.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление строительства, транспорта и жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит отменить решение районного суда и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на то, что суд не исследовал площадь утраченного истцами жилого помещения как юридически значимого обстоятельства при разрешении вопроса о признании за истцами права на получение сертификата. В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства того, что утраченное жилое помещение являлось для истцов единственным. Указывает, что Главное управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору. Считает незаконным и противоречащим нормам налогового законодательства взыскание расходов по оплате государственной пошлины.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N561 признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты (далее - ГЖС) для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Согласно данному Постановлению Правительства Российской Федерации (пункт 2) ГЖС выдаются гражданам Российской Федерации при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении; регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. ГЖС выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.ГЖС выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований (п. 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 N 982).
Таким образом, положения вышеприведенных нормативных правовых актов направлены на защиту прав собственников жилых помещений (включая членов их семьи), которые были утрачены ими в связи с чрезвычайной ситуацией.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Б.Н.А. принадлежит на праве собственности 3/4 доли и Б.А.А. 1/4 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" Алтайского края, "адрес", где зарегистрированы с ДД.ММ.ГГ.
25 июля 2014 года Б.Н.А. обратилась в администрацию "адрес" Алтайского края с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Из акта обследования поврежденного объекта в результате паводка в мае-июне 2014 года от 10 августа 2014 года жилого дома по адресу: "адрес" Алтайского края, "адрес" следует, что дом признан непригодным для проживания.
11 августа 2014 года Б.Н.А. обратилась в администрацию Быстроистокского района Алтайского края с заявлением о включении ее в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате паводка, произошедшего на территории "адрес" Алтайского края в июне 2014 года.
Постановлением администрации Быстроистокского района Алтайского края от 08 сентября 2014 года *** Б.Н.А. и Б.А.А. включены в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Между тем, Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края письмом ***/П/14860 от ДД.ММ.ГГ возвратило документы истца с указание на то, что в реестр не могут быть включены жилые помещения, степень разрушения которых не признана "сильной".
Согласно строительно-техническому заключению ООО "Специализированная фирма "РосЭксперт" *** от ДД.ММ.ГГ техническое состояние "адрес" по адресу: "адрес" Алтайского края, "адрес", после паводкового наводнения не отвечает требованиям действующих нормативных документов, общее техническое состояние здания в целом и его конструктивных элементов - аварийное. Категория технического состояния здания в целом и его конструктивных элементов, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). Основные несущие конструкции объекта исследования (перекрытие, фундамент) находятся в аварийном состоянии, следовательно, присутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью находящихся в нем граждан. Учитывая изложенное, жилой дом является аварийным и непригодным для проживания.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные истцами требования, суд первой инстанции на основании анализа всех полученных доказательств по делу пришел к выводу о наличии у истцов права на включение в список граждан на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой ими единственного жилого помещения вследствие паводка в мае - июне 2014 года.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается.
Анализируя доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного решения, поскольку суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Ссылка ответчика в жалобе на то, что суд должен был исследовать площадь утраченного жилого дома, судебной коллегией отклоняется, поскольку данное обстоятельство является юридически значимым при решении вопроса о выдаче соответствующего ГЖС, в то время как предметом рассмотрения суда являлся вопрос о наличии в принципе у истцов права на получение данного сертификата, условия и параметры его выдачи относятся к ведению уполномоченного органа власти.
Материалами дела подтверждается, что для истцов утраченное жилое помещение являлось единственным для проживания, доказательств обратного ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ судебной коллегии не представлено, в связи с чем, доводы жалобы в указанной части судебной коллегией отклоняются как бездоказательные.
Довод жалобы о том, что Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края является ненадлежащим ответчиком, подлежит отклонению.
В силу пункта 1 Постановления администрации Алтайского края от 15 апреля 2009 года N 158 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982 "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству определено уполномоченным органом по работе с государственными жилищными сертификатами, выдаваемыми гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
С учетом Указа Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года N 55 (в редакции от 02 сентября 2014 года) "О создании Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края" в настоящее время таким органом является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Принимая во внимание, что Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, являясь уполномоченным органом, необоснованно отказало во включении истцов в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, то именно на нем лежит обязанность по включению в указанный список истцов, как лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит доводы жалобы несостоятельными и направленными на иную оценку установленных судом обстоятельств и выводов суда, оснований для которой коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 19 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.