Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Чубукова С.К.,
судей Тертишниковой Л.А., Сачкова А.Н.,
при секретаре Манастырском И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03 сентября 2015 года по делу по иску Черных Татьяны Георгиевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края о включении периодов работы в страховой стаж.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Черных Т.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края (далее - Управление Пенсионного фонда) о включении периодов работы в страховой стаж.
В обоснование требований истец указала, что ДД.ММ.ГГ обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда о назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях". Решением Управления Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГ Черных Т.Г. отказано в зачете в страховой стаж периодов работы на территории Эстонской Республики (ЭССР) с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, поскольку пенсия за указанный стаж устанавливается по законодательству и за счет Эстонской Республики по достижению пенсионного возраста, установленного в данной Республике, а также периоды работы в колхозе "Маяк" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, поскольку записи о трудовом участии в колхозе "Маяк" за период с ДД.ММ.ГГ годы не заверены подписью ответственного лица и печатью колхоза, графа N 6 (основание внесения записи) не заполнена. Просила возложить на ответчика обязанность включить периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в страховой стаж для назначения пенсии по старости.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03.09.2015 исковые требования Черных Т.Г. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Пенсионного фонда просит решение отменить ввиду существенного нарушения норм материального права в части включения в страховой стаж Черных Т.Г. периодов работы на территории Эстонской Республики с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на то, что суд неверно истолковал закон и не применил закон, подлежащий применению.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
С 16.11.2011 отношения, возникающие при установлении страховых пенсий лицам, имеющим периоды работы на территории Эстонской Республики, регулируются с учетом положений Договора от 14.07.2011 между Российской Федерацией и Эстонской Республикой. Настоящий Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон (ст. 3 договора).
Договор от 14.07.2011 основан на принципе пропорциональности, при назначении страховых пенсий учитываются периоды стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон (ч. 2 ст. 5 договора). Согласно п. 2 ст. 5 Договора от 14.07.2011 если право на назначении пенсии по законодательству одной стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного по законодательству другой стороны, то соответствующая Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется по законодательству стороны, которая назначает пенсию. Приведенная норма является императивной для Сторон Договора при установлении пенсии. Договор не содержит положений о возможности назначения пенсии гражданам договаривающихся сторон без применения норм Договора. Соответственно, в страховой стаж может быть включен стаж на территории Эстонской ССР только в случае, если без этого стажа право на пенсию отсутствует.
Право на получение страховой пенсии по старости Черных Т.Г. определено с 27.03.2015 исходя из страхового стажа, выработанного на территории Российской Федерации (РСФСР) и составляющего 16 лет 2 месяца 16 дней.
Пенсия истцу за периоды работы на территории Эстонской Республики должна устанавливаться по законодательству и за счет Эстонской Республики по достижению Черных Т.Г. пенсионного возраста.
Страховой стаж Черных Т.Г. исчислен Управлением в полном соответствии с нормами законодательства, действующего на момент установления страховой пенсии.
Решение суда не соответствует ч. 1 ст. 195 ГПК РФ и разъяснениям, изложенным в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Черных Т.Г. просила оставить решение суда без изменения.
Представитель Управления Пенсионного фонда не явился, уведомлен надлежаще, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено судебной коллегий в отсутствие неявившегося ответчика.
Заслушав пояснения истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Никто не вправе лишить гражданина таких гарантий.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ Черных Т.Г. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Страховая пенсия назначена Черных Т.Г. с ДД.ММ.ГГ.
Решением Управления от ДД.ММ.ГГ в страховой стаж Черных Т.Г. не включены периоды работы на территории Эстонской Республики (ЭССР) с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; периоды работы в колхозе "Маяк" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
По представленным документам страховой стаж составил 16 лет 2 месяца 16 дней.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции включил в страховой стаж истца периоды работы в колхозе "Маяк" с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В указанной части решение суда сторонами не оспаривается, поэтому в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ не является предметом проверки судебной коллегии.
Удовлетворяя требования истца и включая в страховой стаж периоды работы на территории Эстонской Республики (ЭССР) с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, суд первой инстанции на основе всех собранных по делу доказательств пришел к выводу, что указанные периоды работы истца подлежат включению в страховой стаж в соответствии с п. 2 ст. 6 Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного между Российской Федерацией и Эстонской Республикой 14.07.2011, ратифицированного Российской Федерацией Федеральным законом от 31.01.2012 N 1-ФЗ и вступившего в силу с 01.04.2012, Договор временно применялся с 16.10.2011 (далее - Договор).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в указанной части, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на нормах международного права, мотивированны, сделаны на основе представленных доказательств, которые надлежащим образом оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными по следующим основаниям.
Периоды работы истца на территории Эстонской Республики подтверждены материалами дела и ответчиком не оспариваются.
Архивной справкой Национального архива Эстонии от ДД.ММ.ГГ N *** подтверждается, что Черных Т.Г. ДД.ММ.ГГ принята на должность санитарки в Детский сад-ясли N 28 станции Кохтла Эстонского отделения Прибалтийской железной дороги приказом от ДД.ММ.ГГ N *** уволена приказом от ДД.ММ.ГГ N *** по собственному желанию с ДД.ММ.ГГ.
Кроме того, в архивной справке содержатся сведения о работе Черных Т.Г. в ДД.ММ.ГГ г.г.: приказом начальника станции Кохтла Эстонского отделения Прибалтийской железной дороги от ДД.ММ.ГГ N *** истец принята на работу учеником оператора с ДД.ММ.ГГ, уволена на основании приказана начальника станции от ДД.ММ.ГГ N *** с ДД.ММ.ГГ по собственному желанию (л.д. ***).
Из положений Договора следует, что он распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (ст. 2 Договора).
Согласно ст. 3 указанного Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со ст. 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п.п. 1, 2 ст. 5 Договора).
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (п. 3 ст. 5 Договора).
Пунктом 3 статьи 5 Договора также установлено, что если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Пунктом 2 статьи 6 Договора предусмотрено, что если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин - на 300 месяцев, для женщин - на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.
Положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи не применяются к определению страховой и накопительной частей трудовой пенсии, формируемых начиная с 01.01.2002 путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно законодательству Российской Федерации. В этом случае размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации (п. 3 ст. 6 Договора).
Таким образом, названный Международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своего законодательства.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.
Из представленного в материалы пенсионного дела следует, что стаж Черных Т.Г., приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет 17 лет 8 месяцев 4 дня, то есть менее 20 лет.
В связи с чем, в данном случае подлежит применению п. 2 ст. 6 Договора, согласно которому в пенсионный стаж истца, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Нарушений норм материального права в данном случае судом не допущено.
Довод жалобы о том, что в страховой стаж может быть включен стаж на территории Эстонской ССР только в случае, если без этого стажа право на пенсию отсутствует, противоречит вышеприведенным положениям международного договора и отмену решения не влечет.
Вопреки доводам жалобы решение суда соответствует ч. 1 ст. 195 ГПК РФ и разъяснениям, изложенным в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении".
Суждение в жалобе о том, что Договор не содержит положений о возможности назначения пенсии гражданам Договаривающихся Сторон без применения норм Договора, не может быть принято во внимание судебной коллегией, поскольку выводы суда не противоречат положениям Договора.
Довод апелляционной жалобы о том, что в страховой стаж истца не может быть включен стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики, основан на ином толковании норм материального права, направлен на иную оценку доказательств по делу.
По аналогичным основаниям отклоняется довод жалобы о том, что пенсия истцу за периоды работы на территории Эстонской Республики должна устанавливаться по законодательству и за счет Эстонской Республики.
Доводы пенсионного органа, приведенные в обоснование апелляционной жалобы, приводились представителем ответчика в обоснование возражений на исковые требования, проверены судом первой инстанции надлежащим образом и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в судебном решении.
Учитывая изложенное оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.